ЕМ: Поскольку в то время Парижское соглашение поставило перед собой задачу удержать рост глобальной температуры в пределах двух градусов и как можно меньше этого предела, то призвало все страны, участвующие в Конвенции по изменению климата, приложить все усилия, чтобы их вклад в сохранение климата как можно ближе приблизил нас к полутора градусам. Но в тот момент доклад МГЭИК – Межправительственная группа по изменению климата – содержал цифры и информацию, что нужно делать для того, чтобы достичь двух градусов. Поэтому конференция сторон попросила выпустить специальный доклад, чтобы было понятно, какие есть преимущества или какие сложности могут возникнуть, если страны все-таки будут готовы снизить температуру до полутора градусов.
Собственно говоря, вся эта работа производилась в исключительно короткий срок, и заседание в Пантеоне на прошлой неделе было необычным: там собрались все рабочие группы, все ученые, которые занимались написанием этого доклада и в то же самое время делегаты стран, которые на пленарном заседании рассматривают то, что они называют «summary» для людей, принимающих решение.
Дискуссия была очень жаркая, и научных фактов обнаружилось достаточно, чтобы в этом отчете показать цифры, которые с Ваших слов многих напугали. На самом деле цель этого доклада – не пугать, а предоставить правительствам как можно больше полезной информации для того, чтобы они принимали правильные решения в их политике снижения выбросов и уделяли большее внимание системной адаптации.
Я сейчас приведу буквально несколько цифр, которые фигурируют в докладе и которые очень важны для ВМО. 2018 год – который еще не закончился, и наш отчет будет выпущен где-то в начале следующего года, как обычно – уже готовится к тому, чтобы стать в линейку наиболее жарких лет за весь период наблюдения. То есть мы уже видим, что этот тренд продолжается, и он сопровождается повышением повторяемости и интенсивности стихийных бедствий.
Для ВМО самая главная задача состоит в том, чтобы страны были готовы к изменяющейся погодной обстановке, были приняты меры к тому, чтобы ранние предупреждения давались гражданам, чтобы сократить потери жизни во всех этих катастрофах. Для нас изменение погодной обстановки и усиление осадков и жарких дней, которые фигурируют в докладе «на полтора градуса», представляет из себя «супер-задачу», чтобы обеспечить все страны системами предупреждения, чтобы быть к этому готовыми. Главное в этом докладе еще и то, как текущие выбросы влияют на повышение температуры. Три основные позиции – следующие: они говорят о том, что, действительно, в настоящий момент глобальная температура превысила один градус с доиндустриального уровня; они говорят о том, что то содержание CO2 в атмосфере, которое существует сейчас, не приведет к дополнительному нагреву на полтора градуса, но к этому приведут продолжающиеся выбросы парниковых газов, CO2, прежде всего. Если эти выбросы продолжатся с той же интенсивностью, как и сейчас, то полутора градусов мы достигнем в промежутке между 2030 и 2052 годами, но, грубо говоря, к 2040 году.
ЕВ: Получается, что на один градус повысилась температура за период с 60-х годов 19 века, то есть больше столетия прошло, а на пол градуса она повысится уже в ближайшие 15-20 лет, да?
ЕМ: Даже не 15-20 лет, к 2040 год уже наверняка, если не к 2030-му. Преиндустриальный период – с 1850 до 1900 года. То есть за 20-й век и начало 21-го. Да, Вы правы: больше, чем за 100 лет температура повысилась на 1,1 градус, а для того, чтобы достичь полутора градусов нам потребуются буквально ближайшие 18 лет. Это связано с тем, что количество CO2, которое уже находится в атмосфере, определяет энергетический баланс, и температуру, которая будет достигнута при этом количества CO2, изменить трудно, если CO2 из атмосферы не убрать. Этому вопросу в докладе уделяется большое внимание, я может быть два слова скажу об этом позже.
Если правительства примут решение, что они готовы принять меры и ограничить рост температуры полуторами градусов, то для этого мы должны практически немедленно начать сокращение выбросов, мы должны на 45 процентов сократить текущие выбросы к 2030 году уже и к 2050 году мы должны дойти до стадии, которую называют «net zero emissions». Это значит, что к 2050 году любые выбросы CO2, которые производятся в результате человеческой деятельности, должны быть компенсированы отбором из атмосферы, то есть не должно быть никакого нового поступления в атмосферу двуокиси углерода, начиная с 2050 года. Это, конечно, исключительно амбициозная задача.
ЕВ: В докладе говорится о том, что для того, чтобы удержать повышение температуры на уровне полутора градусов, нужны беспрецедентные действия во всех сферах. Можете ли Вы привести какие-то примеры, что нужно сделать, и насколько реально ожидать от правительств, которые, прямо скажем, долго раскачиваются, что они услышат этот «набат», так сказать?
ЕМ: МГЭИК уделила внимание в докладе сочетанию мер по снижению выбросов и адаптации с устойчивым развитием. Она буквально просмотрела все Цели устойчивого развития и определила, что если правительства начнут заниматься системными преобразованиями, которые предполагаются в рамках Целей устойчивого развития ООН, то есть вероятность, что, ну, например, есть разные варианты мер адаптации: можно адаптировать энергетические системы таким образом, чтоб выработать наибольшее количество электроэнергии. В таком случае, если источник электроэнергии является ископаемым сырьем: углем или нефтью, то, соответственно, да, энергия все равно поступит, но ущерб климату будет большой. То есть к чему призывает доклад, и оцененная литература. Есть практики во многих странах, когда повышение доли возобновляемой энергетики, использования возобновляемых источников способствует достижению целей устойчивого развития и не наносит ущерб климату.
Что касается землепользования, сельского хозяйства или животноводства: большая проблема, как балансировать производство сельскохозяйственной продукции, и в то же время не выделять в атмосферу CO2, и не влиять на климат. Существуют практики, которые делают это в более щадящем режиме с точки зрения климата. Вопрос о водной безопасности встанет наверняка в ближайшие годы, поскольку изменение температуры перераспределяет водный баланс и водный бюджет, соответственно регионы будут более засушливыми, а те, которые уже являются засушливыми станут еще более сухими, и засуха придет в те страны, где сейчас наблюдается нормальный водный режим. Опять же, в докладе приводится ряд практик, которые позволяют более экономично использовать водные ресурсы. Они говорят, что нужно проявлять системный подход к устойчивому развитию, который одновременно будет щадящим для климатической системы, не будет вносить вклад в изменение климата. Также делается акцент на то, что придется идти на некоторые компромиссы, потому что, например, для производства биотоплива возделываются большие площади, которые могли бы быть заняты сельскохозяйственной продукцией. То есть здесь нужно находить разумный баланс: нужно использовать больше возобновляемых источников энергии, нужно использовать малоэнергопотребляемые технологии и менять поведение и отношение к тому, как мы развиваемся.