Опубликовано 13/10/2018, в 14 ч. 28 мин., 565 просмотров

Многовидовые леса в отличие от моновидовых улавливают вдвое больше углерода

Смешанные леса также способствуют сохранению биологического разнообразия и более устойчивы к болезням и экстремальным погодным явлениям © Сергей Бобылев/ТАСС

Международное исследование, проведенное при участии Цюрихского университета, установило, что субтропические леса, обладающие богатым видовым составом, накапливают в среднем в два раза больше углерода, чем монокультурные лесные массивы.

О результатах научной работы, опубликованной в журнале Science, сообщает портал Phys.org.

Проект BEF-China по изучению биоразнообразия лесов и его влиянию на функционирование лесных экосистем стартовал в 2009 году. В нем принимают участие более 15 немецких, китайских и швейцарских университетов и институтов. Интернациональная команда ученых искусственно вырастила в Китае субтропический лес в 400 км к западу от Шанхая в границах одного из национальных природных заповедников. Специалисты разбили экспериментальный лесной массив на сектора: участки, где высадили только один вид деревьев, и участки, где на площади 670 кв. м растет до 16 видов

Через восемь лет, собрав и проанализировав данные о более чем 150 тыс. деревьев, выращенных в рамках проекта, исследователи обнаружили, что территории с богатым видовым разнообразием накопили в среднем 32 т углерода на гектар надземной биомассы, тогда как монокультурные лесные сектора уловили всего 12 т на гектар. Исходя из этих данных, ученые сделали вывод, что, осуществляя работы по лесовосстановлению, высаживать лучше много разных видов. В процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ из атмосферы и накапливают углерод в биомассе. Способность лесов с богатой флорой задерживать большое количество углерода означает, что они более продуктивны по сравнению с монокультурными массивами.

Проведенные ранее исследования лугопастбищных экосистем в Европе и США уже доказали, что биоразнообразие повышает продуктивность. Но, приступая к эксперименту с лесами, ученые предполагали, что эффект в лесных экосистемах будет минимальным.

"В эксперименте по биологическому разнообразию лесов биомасса увеличилась так же быстро при наличии богатого видового состава, как и в луговых экосистемах. В результате всего четыре года спустя возникли явные различия между монокультурными и многовидовыми лесами", − объясняет один из кураторов полевых экспериментов, профессор геоботаники Хельге Брюэльхайде из Галле-Виттенбергского университета имени Мартина Лютера (Германия). Кроме того, в течение следующих четырех лет разница между ними продолжала непрерывно увеличиваться.

Если применить полученные в ходе наблюдений результаты ко всем лесам в мире, можно прийти к заключению, что сокращение древесных пород на 10% могло бы привести к мировым производственным потерям в размере $20 млрд в год.

В мире проводится много крупных программ лесовосстановления. Их цель – защитить климат с помощью выращивания новых лесов. Только в Китае в период с 2010 по 2015 годы ежегодно высаживали деревья на площади в 1,5 млн га, при этом в основном использовали саженцы быстрорастущих монокультур.

Помимо большей эффективности в уменьшении негативных последствий от глобального потепления, смешанные леса способствуют сохранению биологического разнообразия и более устойчивы к болезням и экстремальным погодным явлениям, которые все чаще происходят в результате климатических изменений.