С 1 января 2019 года вводится законодательный запрет на захоронение на полигонах некоторых отходов, содержащих полезные фракции. В частности, сортировке и переработке должны будут подвергаться бумага, картон, стекло, пластик, отходы полиэтилена и другие. Сама «мусорная реформа» подразумевает, что уже в ближайшем будущем в регионах появятся мусоросортировочные комплексы, а в стране в целом – мусороперерабатывающие заводы. При этом к концу года региональные службы по тарифам утвердят новые тарифы на вывоз и утилизацию мусора. Плата будет начисляться с каждого прописанного в квартире человека. И, казалось бы, если гражданин занимается сортировкой мусора на уровне домохозяйства, то платить за мусоросортировку он не должен.
«В реальности главный вопрос – как проконтролировать, кто сортирует мусор, а кто нет? Как проследить «судьбу» этого разделенного мусора? Ведь, например, в Кирове контейнеры для раздельного сбора бумаги, стекла и пластика стоят во дворах лишь «для картинки». Несколько месяцев назад активисты ОНФ получили официальное подтверждение того, что все собранное в них вторсырье оказывается на мусорных полигонах, потому что у компании-подрядчика нет ресурсов для их отдельного обслуживания. Пока нет соответствующей системы и инфраструктуры говорить о сортировке мусора на уровне домохозяйств и введении льготного тарифа бессмысленно», - отмечает Анастасия Скурихина.
Кроме того, нужно понимать, что сейчас сортировкой мусора в полноценном смысле этого слова занимаются лишь единичные энтузиасты.
«Только пластика существует 7 видов. Многие ли понимают, как эти виды друг от друга отличить, что можно сдать на переработку и в каком виде это нужно делать, а что нет? Если мы говорим об установлении льготного тарифа, то подразумеваем полноценную сортировку всех фракций, иначе эти отходы все равно придется отправлять на дополнительную мусоросортировку», - добавляет Скурихина.
По словам эксперта, положительный опыт решения подобной проблемы в мире есть. Как правило, на каждый дом устанавливается план по сдаче вторсырья, а контролировать исполнение норматива поручается старшему по дому. Но чтобы такая система заработала в России, уже сегодня нужно работать над созданием инфраструктуры и над повышением уровня экологической грамотности и ответственности населения. Причем эти моменты также должны быть отображены в терсхемах. К сожалению, шансов повлиять на их корректировку у общественников не так много. В сентябре вышло постановление Правительства РФ, которое утвердило порядок разработки, общественного обсуждения и корректировки терсхем по обращению с отходами. Четкого требования о том, что общественное обсуждение проектов терсхем должно проводиться в форме публичных слушаний, в документе нет. А это значит, что, в большей части регионов сбор замечаний и предложений будет проводится в письменном виде. Аналогичная ситуация сложилась при реализации программы «Формирование комфортной городской среды». Опыт экспертов ОНФ показывает, что при таких заочных общественных обсуждениях реального учета мнения граждан нет.