Такая электронная подпись представляет собой привычные коды доступа, которые вы можете получать посредством СМС-сообщений для доступа к балансу электронной карты банка или использования пары логина и пароля для регистраций в различных сервисах электронных платежей и других интернет-системах, требующих такой аутентификации. Простыми словами: такая подпись создаётся на основе информационной системы и её средств для подтверждения того, что именно эту цифровую комбинацию создал конкретный гражданин.
ПЭП получила широкое распространение и применение, наиболее часто данный вид подписи используется в банковской системе, также она используется для доступа к государственным базам и реестрам не только для просмотра, но и для получения услуг в электронном виде. Такую подпись применяют и внутри корпоративных организаций, для заверения документов, требующих подписи.
Второй вид электронной подписи называется неквалифицированная электронная подпись, или сокращённо НЭП. Такая электронная подпись получается с помощью специального программного обеспечения, в котором задействованы методы криптошифрования. Это позволяет устанавливать личность владельца подписи, а также определять после отправки документов с данной подписью, были ли внесены изменения в подпись и сам документ после того, как он был подписан и отправлен.
При оформлении НЭП в специализированных центрах пользователь такой подписи получает два ключа. Один из ключей закрытый, другой открытый. Закрытым ключом обладает только владелец данного ключа, он может храниться на разных электронных носителях, которые удобны обладателю данного вида подписи.
Используя закрытый ключ, владелец получает множество электронных подписей, которыми подписывает электронные документы. Открытый ключ доступен и другим лицам, которые ведут деловой цифровой документооборот с владельцем подписи. Такой ключ предназначен для того, чтобы можно было удостовериться в подлинности данного вида электронной подписи.
Для участия в электронных торгах и государственных закупках используется НЭП. Обладатель такой подписи может выступать на этих торговых площадках как в качестве поставщика, так и в качестве закупщика товара.
Для того чтобы электронные документы, заверенные данным видом цифровой подписи, считались тождественными бумажным, участники ЭДО должны в обязательном порядке заключить между собой соглашение, в котором будут оговорены все условия и правила признания каждой из сторон юридической силы данного вида подписи.
Третий вид электронной подписи называется квалифицированная электронная подпись, или сокращённо КЭП. Со стороны государства к такой подписи выдвигаются особые требования и условия использования. Способы её получения такие же, как и НЭП, то есть создаётся она с помощью специального программного обеспечения, в котором задействованы методы криптошифрования с использованием закрытого и открытого ключа, но кроме всего этого, в КЭП должно присутствовать следующее.
Для этого существует специальный удостоверяющий центр, который оказывает услуги по предоставлению ключей ЭЦП открытого и закрытого типа.
Когда вы подадите документы, только после их проверки центр выдает вам ключи ЭЦП.
Удостоверяющий центр может выдавать электронную подпись, если он прошел аккредитацию в Минкомсвязи России. Программные и аппаратные средства криптозащиты сертифицируются Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Сроки выполнения заказа будут зависеть от того, какого вида вы заказали электронную цифровую подпись, в основном составляют 1—3 дня.
Удостоверяющие центры делятся на два вида.
Второй вид имеет отличие в том, что применяется в ограниченной сфере. Если вы в будущем хотите работать с госучреждениями, то такой вид вам не подходит. Выгоднее заказать первый вид электронной цифровой подписи. Документ, выданный ЭЦП, приравнивается к бумажному.
Среди частных Удостоверяющих центров можно выделить Калуга Астрал, которая имеет (по данным ФСС) более 1 100 000 действующих электронных сертификатов. Стоимость сертификата у них начинается от 450 рублей (https://astral.ru/products/elektronnaya-podpis/), хотя это нижняя планка. По рынку средняя цены электронной подписи начинается от 1 000 рублей.
На официальном сайте Минкомсвязи России содержится следующая информация:
Пакет документов, необходимых для прохождения аккредитации
Для получения аккредитации УЦ обязан представить документ, позволяющий подтвердить его ответственность перед третьими лицами, в случае если последние понесут убытки, в размере 1.5 млн руб. К числу таких удостоверяющих документов относятся:
Пресс-релиз предоставлен Группой компаний «Астрал». Это один из основных поставщиков программного обеспечения для организаций. Адрес сайта astral.ru.