Самые заметные за несколько последних лет события, связанные с Байкалом, касались уровня воды в озере, отмечает эколог. Он стремительно опускался. Тревожным был 2014 год, видимые изменения маловодного периода на Байкале наблюдались и зимой 2015 года: на восточном, бурятском берегу начали гореть торфяники, в колодцах на побережье исчезла вода, на западном берегу озера сложилась угроза водоснабжению города Ангарска с населением в 230 тыс. человек.
Уровень воды в Байкале снижался вплоть до недавнего времени. На этой неделе Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды опубликовало информацию о том, что в 2018 году гидрометеорологическая обстановка изменилась, и благодаря многоснежной зиме, а также летним дождям на Байкале произошло "увеличение притока воды до значений, близких к средним многолетним".
"На 31 августа средний уровень озера Байкал - 456,67 метра, наполнение составило 96 см при норме 90, в прошлом году наполнение было только 37 см. То есть наступил переломный момент, гидрологическая и водохозяйственная обстановка на Байкале улучшилась. 2018 год классифицируется как средний по водности", - говорится в сообщении.
Там же упоминаются данные о цикличности природных явлений на Байкале и отметаются версии о возможном в ближайшем будущем "обмелении и даже пересыхании Байкала". "Все это, без сомнения, противоречит реальности", - успокаивают общественность иркутские гидрометеорологи.
Тумуреева считает такие выводы скоропалительными. "Да, и осадки были, и в природе все циклично - с этим мы согласны, однако необходимо учитывать, что теперь свои поправки в процессы цикличности вносит человек, - подчеркнула собеседница агентства. - Я бы опасалась делать какие-то положительные прогнозы по состоянию озера Байкал". В те далекие годы, когда на Байкале наблюдался маловодный период (с 1899 по 1905, с 1920 по 1929, с 1976 по 1982 гг.) такой антропогенной нагрузки, как сейчас, не было, напомнила она.
Мешает делать точные прогнозы о том, что будет с Байкалом, в том числе отсутствие постоянного научного мониторинга, пояснила эксперт.
"Нет качественного и системного мониторинга по мелководью. Разные институты, конечно, проводят свои исследования, но они точечные. И, кроме того, связи между институтами нет", - отметила Тумуреева.
В качестве примера она привела ситуацию с водорослью спирогирой, распространение которой, как считают некоторые ученые, губительно для экосистемы Байкала. Есть констатация факта наличия в Байкале этой водоросли, но никто не может сказать, когда она появилась в озере, стало ли ее сегодня действительно больше по сравнению с прошлыми годами, действительно ли она несет угрозу.
"Данных нет. Серьезные научные исследования просто не проводились, мониторинга нет, сравнить не с чем, объективную картину составить невозможно", - пояснила собеседница агентства.
Возникает и другая проблема - в связи с тем, что государство не финансирует исследования Байкала, научные работы не ведутся, следовательно, и теряется опыт, не взращиваются новые кадры.
Другой проблемой является растущий уровень экологического загрязнения озера. Очередной День Байкала, констатировала Тумуреева, пройдет с нерешенной проблемой бесконтрольно сливаемых в озеро стоков и образования вокруг свалок мусора.
"Решать проблему с мусором нужно государству, комплексно, с привлечением малого предпринимательства, - считает она. - В Джидинском районе Бурятии, например, есть молодой парень, он купил оборудование для производства тротуарной плитки из переработанного пластика, но парадокс - он в убытке. Потому что не налажена система приема сырья и сбыта продукции. Помочь ему должны власти".
Эколог уверена, тот курс, который взяли местные власти - на перевоспитание туристов и формирование у них ответственности, ошибочен. "Это все равно, что ребенку рассказывать о пользе чтения книг, уткнувшись в планшет. Общей выстроенной сверху системы у нас нет. Государство само ничего не делает в плане решения мусорной проблемы, зато население вдруг должно грамотным стать, поэтому легче научиться справляться с имеющимися отходами, наладить их сбор, сортировку и переработку", - сказала Тумуреева.
Актуальной остается еще одна угроза для Байкала - возможное строительство ГЭС на главной артерии озера - реке Селенга и ее притоках в соседней Монголии. Страна испытывает энергодефицит и нуждается в ГЭС для развития горнодобывающей промышленности.
Недавно Монголия предоставила разработанную Региональную экологическую оценку (РЭО) проекта МИНИС (MINIS, проект по поддержке инвестиций в развитие инфраструктуры горнорудной промышленности, в рамках которого производится разработка технического задания на проектирование ГЭС).
"РЭО сделано с грубыми нарушениями в части сбора комментариев от заинтересованных сторон. Консультации были проведены не по правилам. Кроме того, в этом РЭО не указываются возможные альтернативы ГЭС, а это должно быть обязательно", - сообщила Тумуреева.
В связи с данными нарушениями "Бурятское региональное отделение по Байкалу" направило письма с указанием на ошибки, в том числе во Всемирный банк, на финансирование рассчитывают в Монголии.
Озеро Байкал, внесенное в Список всемирного наследия в 1996 году, является самым глубоким озером в мире и крупнейшим резервуаром пресной воды (до 20% мировых запасов). Это один из самых крупных объектов всемирного природного наследия. При этом особую ценность представляет собой не только сам водоем, но и его естественное окружение: леса и болота, богатая фауна и флора, необычные формы рельефа.