Опубликовано 06/09/2018, в 19 ч. 30 мин., 554 просмотров

Ученые нашли первую всеядную акулу

Mills Baker / Wikimedia

Малоголовая рыба-молот оказалась всеядной, способной успешно переваривать как растительную, так и животную пищу. Она стала первой всеядной акулой, известной ученым.

Некоторые строго плотоядные животные иногда едят растения, например, растущую на земле траву, однако не способны переварить ее из-за того, что их желудочно-кишечный тракт приспособлен, прежде всего, к переработке богатой белком пищи. Поэтому считалось, что малоголовые рыбы-молоты (Sphyrna tiburo), которых иногда замечали за поеданием донных водорослей, не усваивают их. При этом содержимое желудков акул порой на 70 процентов состояло из растений. Теперь зоологи показали, что эти хищники на самом деле могут быть всеядны.

Группа под руководством Саманты Ли (Samantha Leigh) из Калифорнийского университета в Ирвайне провела эксперимент. Сначала исследователи вырастили в специальном аквариуме морские водоросли, которые они подкармливали содой, содержащей слаборадиоактивный углерод-13. Они составляли до 90 процентов рациона пяти акул, которых ученые поймали во Флоридском заливе и держали в течение трех недель в вольере. Оставшиеся 10 процентов диеты рыб приходилось на кальмаров (Doryteuthis opalescens). В ходе эксперимента авторы анализировали состав выделений хищников, а затем они усыпили их и исследовали их желудочно-кишечный тракт.

Анализ показал, что малоголовые рыбы-молот действительно способны переваривать водоросли и усваивать питательные вещества из растительной пищи. За время эксперимента акулы показали стабильный соматический (клеточный) рост, а кроме того, углерод-13 обнаружился в их крови и тканях печени. Это значит, что животные обладают ферментативной биохимией, необходимой для переваривания даже волокнистых частей водорослей. По оценке ученых, рыбам удавалось извлекать до половины органических веществ, содержавшихся в водорослях.

Открытие группы Ли имеет важное значение для понимания взаимодействия между акулами и экосистемами, в которых они живут. В частности, исследователи отмечают, что теперь будет необходимо заново оценить роль рыб в переносе и поедании морских водорослей, сообщается в журнале Proceedings of the Royal Society B.