Опубликовано 02/09/2018, в 14 ч. 51 мин., 522 просмотров

Исследование: у пчел развивается зависимость от пестицидов

Гибель насекомых угрожает глобальной продовольственной безопасности © Виктор Драчев/ТАСС

Британские ученые из Имперского колледжа Лондона установили, что при постоянном контакте с пестицидами у пчел постепенно формируется аддиктивное поведение, выражающееся в навязчивом пристрастии к употреблению этих химических средств.

О результатах исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the Royal Society B, сообщает интернет-издание The Independent.

Влияние пестицидов на жизнь естественных опылителей растений оказалось сложнее, чем ученые считали прежде. Новые исследования показали, что пчелам нравится питаться определенными пестицидами. И, чем больше они питаются, тем больше им хочется. По мнению специалистов, этот феномен, сравнимый с наркоманией, может усугубить проблему глобальной гибели насекомых.

В ходе научного эксперимента на протяжении десяти дней ученые предлагали обитателям десяти шмелиных колоний на выбор два разных источника питания. Первый, представлял собой простой раствор сахара, второй – сахарный сироп, содержащий неоникотиноидные пестициды.

Неоникотиноиды – высоко токсичные соединения-инсектициды, вызывающие гибель и болезни пчел. В апреле 2018 года в странах-членах Евросоюза был одобрен запрет на их использование. К концу текущего года, когда решение вступит в силу,  неоникотиноиды будут разрешены к применению только в закрытых теплицах. Тем не менее, на сегодняшний день эти химические препараты продолжают оставаться самыми востребованными пестицидами в мире.

Шмели вначале избегали неоникотиноидов, но по мере того, как отдельные особи начали пробовать смесь с добавлением химических средств, у них стала развиваться непреодолимая тяга к ней. Выводы экспериментаторов подтвердили результаты предыдущих исследований, которые также показали, что пчелы предпочитают питаться пестицидами. Сахарный сироп с химикатами стал больше интересовать насекомых, чем обычный раствор сахара. Чтобы найти желанную пищу, они направлялись на поиски ее источника, который экспериментаторы намеренно перемещали в разные места. Ученые утверждают, что потребуются дополнительные исследования, чтобы до конца прояснить биологический механизм формирования такой химической зависимости.

Экологи рады новым доказательствам губительного воздействия неоникотиноидов на пчел. По их мнению, они подтверждают правильность введения в этом году жесткого запрета на использование трех видов неоникотиноидных пестицидов в ЕС. Однако аграрники и производители этих химических средств защиты утверждают, что подобные ограничения приведут к снижению урожайности зерновых культур.

Ричард Джилл также считает, что можно обойтись без прямого запрета на использование неоникотиноидов.

"Хотя неоникотиноиды и являются противоречивыми препаратами, но, если непонятно, какое воздействие окажут средства, предложенные для их замены, на нецелевых насекомых, то я считаю разумным, чтобы мы с пользой применили имеющиеся в наличии знания и результаты дальнейших исследований для разработки рекомендаций по более ответственному применению неоникотиноидов, а не вводили обязательно прямой запрет на них", – объясняет свою позицию исследователь.

Эксперты программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) предупреждают, что гибель пчел может угрожать глобальной продовольственной безопасности. Так как именно эти насекомые опыляют свыше 70 видов жизненно важных сельхозкультур из 100, из которых производят 90% всех продуктов питания в мире. Экологи утверждают, что если не принять срочных мер по защите пчел, в ближайшие десятилетия около 20 тыс. видов цветковых растений могут исчезнуть с лица Земли.