Начало > Эко новости > Ученые узнали, как люди неолита адаптировались к изменениям климата

Ученые узнали, как люди неолита адаптировались к изменениям климата

15/08/2018 12:12 / 👁 993 / Источник / Поделиться:
В 1960 году швейцарский ботаник Генрих Цоллер (Heinrich Zoller) впервые предположил, что 8,2 тысячи лет назад произошло глобальное похолодание. Исследование гренландских ледников и геологических отложений в умеренном и тропическом поясах Северной Атлантики подтвердило эту гипотезу. Об этом рассказало содержимое горшков, которым более восьми тысяч лет. Об этом рассказало содержимое горшков, которым более восьми тысяч лет.

Сейчас ученые из Бристольского университета (Великобритания) опубликовали работу в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America (PNAS), в которой рассказали, как люди того времени адаптировались к климатическим переменам.

В турецком поселении эпохи неолита Чатал-Хююк (Çatalhöyük), которое существовало в период с 7,4 до 5,6 тысячи лет до нашей эры, археологи обнаружили кости животных и кухонные горшки.

Находки показали, что с наступлением холодов пастухи предпочитали разводить овец и коз — как животных более устойчивых к засухам по сравнению с крупным рогатым скотом. Кроме того, ученые обнаружили остатки жира в горшках. Они воспользовались масс-спектрометром для определения изотопного состава, чтобы подтвердить изменение климата в регионе.

(A) Годовое изменение климата, (B) изменения осадков зимой и (C) летом, (D) значение осадков δ18O в тысячных долях / PNAS

Постдок Мелани Роффе-Салк (Mélanie Roffet-Salque) рассказала, какие перспективы открывает их исследование:

«Впервые такую информацию извлекли из кухонных горшков. Мы использовали сигнал, переносимый атомами водорода в животных жирах, запечатанных в горшках после приготовления. Это открывает нам абсолютно новый путь для исследований. Мы реконструируем климат там, где жили люди, по их кухонным принадлежностям».