Опубликовано 02/08/2018, в 20 ч. 50 мин., 512 просмотров

Австралийские биологи "ускорили" эволюцию ради спасения северных кволлов от ядовитых жаб

В стране зафиксирован один из самых высоких уровней вымирания млекопитающих в мире

Австралийские ученые из Мельбурнского университета разрабатывают метод ускорения эволюции для защиты северной сумчатой куницы (северный кволл) от ядовитых жаб-ага. Используя знания о генетике, ученые пытаются формировать поведение животных, позволяющее им выжить. О результатах исследования опубликованных в журнале Conservation Biology, сообщает журнал Nature.

Как отмечает Nature, Австралия имеет самый высокий уровень вымирания млекопитающих в мире. Обитающая в стране северная сумчатая куница, небольшой хищник размером с белку, находится на грани вымирания из-за жаб-ага. Этих ядовитых земноводных доставили в 1935 году с Гавайских островов в Австралию для борьбы с насекомыми-вредителями сахарного тростника. Жабы быстро размножились и в настоящее время, занимая новые территории, угрожают биологическому разнообразию всего континента. Кволл, не имеющий генетического механизма защиты, путает их с добычей и погибает. Популяция сумчатой куницы на континенте сократилась уже более чем на 75%.

Биологи заметили, что особи из штата Квинсленд успели выработать защитный механизм и перестали охотиться на жаб. Ученые решили проверить, перейдет ли этот признак кволлам, выращенным в неволе, никогда ранее не встречавшим жаб-ага. Эксперимент по привитию северным сумчатым куницам способности распознавать в жабах опасность начали проводить на острове Indian Island, расположенном к северу от побережья Австралии. Исследователи скрещивают животных с разными характеристиками: одни из них уже выработали генетические механизмы защиты против тростниковых жаб, другие пока не научились этого делать. Цель – вырастить потомство, которое будет иметь навыки выживания.

В мае 2017 года исследователи выпустили 54 кволла в дикую природу на острове Indian Island. Среди животных были сумчатые куницы из Квинсленда, особи из Северной территории, которые не встречались с жабами, а также их гибридное потомство. Через год ученые обнаружили, что в живых остались только 16 кволл, но в группу избежавших гибели входило молодое потомство. Сейчас биологи изучают образцы генетического материала, взятые у выживших особей. Ученые считают, что новая особенность поведения может быть доминирующей. Она основывается на генетике и скорее наследуется, чем приобретается с опытом. Через год они планируют снова посетить остров, чтобы проверить состояние популяции.

Параллельно исследователи пытаются получить разрешение у властей штата Западная Австралия на внедрение гибридного потомства в популяцию сумчатых куниц на пути распространения тростниковых жаб.

"У нас очень серьезное дело, при котором абсолютно нечего терять, но выиграть можно многое. Было бы трагедией не воспользоваться шансом", –  говорит эколог Бен Филлипс из Мельбурнского университета.

По мнению ученых, если опыт пройдет результативно, он докажет, что направленный поток генов (обмен генами между популяциями одного вида), включающий в себя продвижение адаптивного признака через подверженную риску популяцию в целях повышения ее устойчивости, можно использовать и для сохранения других редких и исчезающих видов. Для Австралии новые инструменты защиты млекопитающих крайне важны. Отработанную методику прежде всего планируют применить для спасения популяций сумчатого тасманийского дьявола и кораллов Большого Барьерного рифа.