Опубликовано 03/06/2018, в 18 ч. 18 мин., 760 просмотров

Степень чистоты дома связали с онкологическими заболеваниями у детей

Британский биолог Мел Гривз (Mel Greaves) из лондонского Института исследования рака заявил: стремление родителей поддерживать дома стерильную чистоту может оказаться опасным для детей. По словам ученого, слишком тщательная уборка может уничтожить разнообразие микроорганизмов, взаимодействие с которыми делает детский организм более устойчивым к болезням.

Гривз проанализировал около 200 исследований, вышедших за последние 30 лет. Обзор опубликован в журнале Nature Reviews Cancer.

Острый лимфобластный лейкоз (ОЛЛ) — быстроразвивающееся онкологическое заболевание системы кроветворения. Это самый распространенный тип лейкоза у детей, мальчики подвержены ему чаще, чем девочки. О причинах болезни идет активная дискуссия: к ним относят генетическую предрасположенность, воздействие радиации и влияние некоторых инфекций.

Гривз полагает, что развитие ОЛЛ включает два отдельных элемента. Первый — это мутации, приводящие к появлению гибридных (химерных) генов, делающих иммунную систему более уязвимой. Инфекции могут запустить второй этап, на котором клетки-лимфобласты начинают неконтролируемо размножаться. Возможно, это происходит потому, что уязвимая иммунная система слишком активно реагирует на заразные болезни.

Согласно научным работам, которые исследовал Гривз, чистота окружающей среды может играть важную роль в подготовке иммунной системы к встрече с «серьезными» инфекциями, включая грипп. По данным нескольких исследований, лейкоз часто развивался у лабораторных животных, которых содержали в стерильных условиях. В то же время болезнь реже обнаруживали у детей, которые посещали ясли или росли в семьях с несколькими братьями или сестрами: постоянное общение с другими детьми увеличивает разнообразие бактерий, с которыми сталкивается ребенок. По мнению Гривза, воздействие микроорганизмов «тренирует» иммунную систему и впоследствии способствует нормальной реакции на инфекции. Слишком усердная уборка может снизить этот полезный эффект — особенно у младенцев, которые редко контактируют с другими детьми.

Ученый считает, что эта информация в перспективе может стать основой методов профилактики лейкозов — например, вакцин, имитирующих воздействие бактерий. Возможно ли это, покажут дальнейшие исследования.