Опубликовано 27/05/2018, в 13 ч. 24 мин., 526 просмотров

"Динозавровый" астероид обвинили в гибели лесных птиц

Phillip M. Krzeminski

Вероятно, падение астероида Чиксулуб 66 миллионов лет назад привело к массовым лесным пожарам, а вместе с деревьями погибли и птицы, гнездившиеся на деревьях.

Такую гипотезу выдвинули авторы статьи, опубликованной в Current Biology, после изучения окаменелостей растений и птиц в отложениях эпохи мел-палеогенового вымирания. В них не было остатков древесных птиц и деревьев, но сохранились следы существования наземных птиц.

Около 66 миллионов лет назад, на границе мелового и палеогенового периодов, произошло последнее из пяти массовых вымираний. Погибло около 16 процентов семейств морских и 18 процентов семейств сухопутных животных. В том числе исчезли динозавры, морские и летающие рептилии, а их место затем заняли млекопитающие и птицы. По одной из версий, причиной массового вымирания стал астероид, упавший на полуостров Юкатан около 65 миллионов лет назад. В результате образовался кратер Чиксулубдиаметром 180 километров и глубиной — 17-20 километров. По всей видимости, падение метеорита вызвало высокотемпературную ударную волну и выброс пород из кратера. Они, в свою очередь, вызвали лесные пожары по всему миру.

Американские, британские и шведские биологи под руководством Дэниела Филда (Daniel Field) предположили, что пожары, вызванные падением астероида, погубили не только леса, но и обитавших на деревьях птиц. Чтобы это доказать, они проанализировали окаменелости растений и птиц из отложений в США (в Северной Дакоте и Колорадо) и Новой Зеландии, датированных границей мелового и палеогенового периодов.

Авторы обнаружили в отложениях остатки сгоревших деревьев, а затем споры папоротников, которые одними из первых стали заселять места пожарищ. «После природных катастроф, таких как лесной пожар или извержение вулкана, первыми возвращаются самые быстрые «поселенцы», в частности папоротники. Они размножаются не семенами, а спорами, которые намного меньше по размеру», говоритодин из авторов статьи, Реган Данн (Regan Dunn) из музея Филда в Чикаго. «Крошечные споры разносятся ветром легче и дальше, чем семена и все, что им нужно для роста - небольшой участок влажной земли».

Оказалось также, что в отложениях, датированных временем катастрофы, пропали окаменелости древних лесных птиц, в частности,энанциорнисовых. Но исследователи обнаружили окаменелости птиц, гнездившихся на земле. У них были крепкие длинные ноги, как у современных дроф или страусов (авторы работы измерили кости нижних конечностей древних птиц). Как предположили ученые, древесные птицы снова появились позднее, уже в кайнозойскую эру. Это подтверждают и результаты предковой реконструкции, которую сделали исследователи. Судя по ним, последний общий предок современных птиц обитал на земле, а не на деревьях.

Результаты предковой реконструкции показывают, что общий предок современных птиц обитал на земле, а древесные птицы появились в начале кайнозойской эры. Зеленым отмечены преимущественно древесные таксоны, розовым — преимущественно наземные (или водные), серым — смешанные. Daniel Field et al. / Current Biology, 2018