"Хотя боевые искусства практикуются для самозащиты и духовного развития на протяжении многих сотен лет, лишь сравнительно недавно исследователи применили научные методы, чтобы оценить истинную степень влияния этой практики на мозг", - пишет психолог Эшли Джонстон, работающая в Бангорском университете (Великобритания).
В ходе исследования, которое провели ученые Висконсинского университета в Мадисоне (США), психологи исследовали состояние группы детей в возрасте 8-11 лет, занимавшихся таэквондо. В процессе обучения боевому искусству в рамках программы борьбы с травлей уделялось внимание вопросам уважения к другим людям и самозащите. Детей также учили поддерживать уровень самоконтроля в конфликтных ситуациях.
Психологи установили, что обучение боевым искусствам понизило уровень агрессивного поведения у мальчиков. Кроме того, оказалось, что они с большей вероятностью могут вмешаться и помочь тому, кто подвергается издевательствам, чем до того, как дети приступили к тренировкам. В поведении девочек значительные изменения обнаружены не были, возможно, из-за того, что они демонстрировали более низкие уровни физической агрессии до тренировок, чем мальчики. И те, и другие улучшили свои результаты на математических тестах.
Благотворное влияние занятий боевыми искусствами отметили и исследователи из Бангорского университета. Психологи сравнили группы из 21 взрослых-любителей, которые занимаются боевыми искусствами (каратэ, дзюдо, таэквондо) и 27 взрослых, не имеющих опыта в спорте. Участники исследования прошли тест, который оценивал три типа внимания: алертность (поддержание боевой готовности), ориентация (смещение внимания) и управляющее внимание (участвует в выборе правильного ответа при наличии противоречивой информации). Испытуемым нужно было быстро отметить всплывающий на мониторе значок нажатием нужной клавиши. Для оценки активности мозга использовалась магнитно-резонансная томография.
Сравнив результаты двух групп, ученые пришли к выводу, что обучение боевым искусствам связано с улучшением алертности, так как боец должен постоянно поддерживать боевую готовность, чтобы не пропустить удар.
В исследовании специалистов Института спортивных наук и Института психологии Регенсбургского университета (Германия) 45 пожилых людей (67-93 лет) разделилина три группы: одна из них в течение трех-шести месяцев занималась каратэ, вторая - тренировкой когнитивных навыков, третья - физическими тренировками, не включавшими в себя боевую подготовку. После обучения "каратисты" продемонстрировали более низкий уровень депрессии и более высокий уровень самооценки.