Камчатский период исследований Чарльз Рассел вместе с известной канадской художницей, фотографом-натуралистом Морин Эннс начали в середине 1990-х. В Северной Америке не нашлось уголка дикой природы, где можно было беспрепятственно выстраивать модель гармоничных отношений человека и медведя. Полигоном для реализации восьмилетнего российско-канадского проекта стали окрестности Камбального озера в Южно-Камчатском федеральном заказнике — это один из самых густонаселённых медведями, труднодоступных и безлюдных районов полуострова Камчатка. Целью программы было изучение возможности возвращения в дикую природу и адаптации в естественной среде обитания осиротевших медвежат. Оставшихся без материнской заботы малышей натуралисты привезли из Елизовского зоопарка.
"Достаточно много медвежат первого года жизни после выхода из берлог теряют матерей по разным причинам — медведицы становятся жертвами крупных самцов или браконьеров. Выжить в неволе самостоятельно малыши не могут, поэтому медвежат передают в зоопарки, частные питомники или цирки, а для дикого зверя это незавидная судьба», - сообщил Владимир Гордиенко, начальник отдела государственного охотничьего надзора Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, участник программы.
Некоторое время исследователи держали своих пушистых подопечных в огороженном лагере, чтобы уберечь от взрослых самцов. По сути заменяя медвежатам матерей, учили плавать, рыбачить. Животных люди никогда не кормили из рук и сами при них не ели. Например, не прикасаясь к выловленной рыбе, оставляли её на мелководье у берега, там, где обычно по утрам гуляли малыши. Так медвежата понимали, где можно добыть пищу самостоятельно. Возвращение молодых зверей в дикую природу прошло достаточно успешно благодаря обилию кормов — лососей, ягод, шишек кедрового стланика.
За время реализации программы, живя бок о бок с хищниками, натуралисты ни разу не воспользовались перцовыми баллончиками или другими средствами для отпугивания зверей. Они спокойным голосом разговаривали с медведями, «убеждая» в том, что не причинят вреда и не боятся их, а значит и животным не нужно бояться людей. Так удалось подавить взаимный страх и наладить добрососедские отношения. О работе натуралистов в Южно-Камчатскомфедеральном заказнике телекомпании PBS и BBC сняли два документальных фильма, а по итогам проекта Чарльз Рассел написал книгу «Сезоны гризли».
Построенная Расселом избушка, где жили исследователи, и сегодня служит сотрудникам Кроноцкого заповедника, охраняющим бассейн уникального Камбального озера. В 2014 году дом отремонтировал фотограф-натуралист, идейный вдохновитель документального фильма «Медведи Камчатки. Начало жизни» Игорь Шпиленок, именно там базировалась съёмочная группа в первые месяцы работы над кинолентой.
Чарльз Рассел ушёл из жизни в Канаде 7 мая на 77 году жизни. «Медведи мира потеряли своего лучшего друга», — сказал брат натуралиста, биолог Горд Рассел.