Вся экология | Реклама | Что такое экология? | О нас | Подписка | RSS

Вся экология | Экологические новости



Опубликовано 17/04/2018, в 19 ч. 06 мин., 656 просмотров

Николай Дроздов: я хочу посмотреть "В мире животных" как зритель

Николай Дроздов © Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Программе "В мире животных" 17 апреля исполняется 50 лет. Главный российский исследователь и защитник природы, профессор МГУ, доктор биологических наук, ведущий программы с 40-летним стажем Николай Дроздов рассказал ТАСС, как съемочной группе однажды пришлось убегать от слона в Танзании, почему он выбил зубы крокодилу в Индии, как программе удалось сохранить узнаваемость на протяжении полувековой истории и почему пришло время передать права ведущего молодому напарнику.

— Николай Николаевич, я думаю, что вы — самый узнаваемый телеведущий, если провести опрос среди разных поколений зрителей. Первый выпуск программы "В мире животных" вышел 17 апреля 1968 года, она выходит и по сей день. А с чего все начиналось?

— Программа в "Мире животных" была задумана выдающимся советским и российским кинорежиссером Александром Михайловичем Згуриди. Начиная с юности, он увлекался съемками природы, создавал научно-популярные фильмы, был режиссером киностудии "Центрнаучфильм". К моменту первой программы ему было 63 года, но он был полон энергии и творческих планов. Он написал большое письмо на имя Сергея Георгиевича Лапина, который в то время был председателем Гостелерадио СССР, сославшись в том числе на то, что во Франции программу о животных уже ведет Жак-Ив Кусто, в Англии — сэр Питер Скотт, Бернард Гржимек — в ФРГ (все трое потом не раз выступали в нашей программе). Он написал, что нам надо не отставать от западных стран и сделать такую передачу. У меня есть копия этого письма. Лапин идею одобрил, и 17 апреля программа вышла на первом канале. Она выходила по субботам в дневное время. Тот год для меня знаменателен еще и тем, что 27 июня я защитил в Московском университете кандидатскую, стал кандидатом географических наук и был оставлен научным сотрудником на кафедре биогеографии.

С капитаном Жак-Ивом Кусто на записи передачи, март 1977 года © Личный архив Николая Дроздова

— Когда вы пришли в программу?

— Сначала гостями программы были профессора Московского государственного университета, среди них был и мой научный руководитель — Александр Михайлович Чельцов, его приглашали выступать "В мире животных". В декабре 1968 года он предложил в качестве гостя меня, и я отправился выступающим. Тема была — животные Африки, а я как раз ими тогда увлекался. С Александром Михайловичем Згуриди очень мы друг другу понравились, и он стал меня регулярно приглашать.

Поначалу в передаче показывались его научно-популярные фильмы о животных, но вскоре он решил сам выехать в экспедицию — в мою любимую Африку. Я уговорил его первую поездку сделать в Танзанию. И он снял фильм "Дикая жизнь Гондваны". Я был его научным консультантом тогда. Гондвана — это праматерик, древний суперконтинент в южном полушарии, включавший в себя будущую Африку, а также Южную Америку, Антарктиду, Австралию и Новую Зеландию. В этом фильме есть кадры и нас самих, путешествующих. Как мы общаемся с представителями африканского племени Масаи, например. Мне очень приятно видеть эти съемки 1970–1971 года.

— А как появилась знаменитая заставка к программе, которую можно увидеть и сегодня на канале "Карусель", где с 2016 года выходит программа?

—  Как раз к фильму "Дикая жизнь Гондваны" была сделана "шапочка" с летящими журавлями, прыгающими обезьянами и бегущим гепардом. А Згуриди в какой-то момент решил сделать рисованную часть "шапкой" для передачи. И она была настолько хороша, что мы даже ее защищали несколько раз за все эти годы. Приходит новый главный редактор и говорит: "Ой, а давайте "шапочку" новую придумаем, старая устарела и надоела". Помню, что в тот период, когда мы с Василием Песковым вели программу попеременно, мы оба сказали: "Да вы что, это же традиция". И сейчас у программы та самая заставка, пусть сокращенная, на музыку аргентинского композитора Ариэля Рамиреса в исполнении оркестра Поля Мориа. Эта мелодия называется "Жаворонок".

С тигром на съемках программы "В мире животных", 2006 год © Эмиль Матвеев/ТАСС

— Были ли опасные приключения во время экспедиций?

— В танзанийском нацпарке нам нужно было снять семейную группу слонов на берегу речки. А надо сказать, что слоны слышат хорошо, видят так себе, но главное — ориентируются по обонянию. Так вот, как я ни старался привлечь их внимание, как ни подпрыгивал, как ни кричал и ни размахивал над головой снятой рубашкой — ноль реакции. Стоят задом к нам, фильм не получается. А дело было в том, что мы с подветренной стороны находились, то есть запаха от нас никакого. И пришлось нам уговорить водителя, а это был местный сотрудник нацпарка, переехать на другую сторону реки, по бездорожью, объезжая твердые термитники и упавшие стволы акации, чтобы оказаться перед группой. Оказались совсем близко и машину развернули носом от слонов. Мотор не гасили, хотя камера и тряслась.

С черным носорогом в зоопарке Двур-Кралов, Чехия, 2004 год © Личный архив Николая Дроздова

Я что-то крикнул и нырнул в машину, смотрю в окошко заднее, а Александр Згуриди в кабине, спиной к происходящему. Картина: все слоны развернулись, на нас смотрят. И вдруг маленький слоненок, может, год ему, заинтересовался диковинным "зверем" — нашей машиной. И он с радостным визгом побежал, а мама-слониха заволновалась. И нет чтобы схватить его и отшлепать, она, обгоняя его, бросается на нас. Наш темнокожий шофер аж побледнел, дал по газам и поехал от нее, но она-то уже развила скорость. Слоненок остался в недоумении: "Куда мама побежала?" И вижу я сквозь заднее стекло, как оператор и ее помощник вцепились в камеру, которую бросить никак нельзя, а слонихе до нас метров 15 остается, и она уже хобот к ним протягивает. Было страшно. Но тут мы набрали скорость и оторвались. И я до сих пор помню, какую пышную нелитературную тираду наш оператор Нина Андреевна Юрушкина выдала Згуриди в ответ на вопрос: "Ниночка, ну, как там получилось?"

— В какой обстановке творили на студии?

— Четыре передачи — "В мире животных", "Клуб путешественников", "Очевидное-невероятное" и "Кинопанорама" — занимали одну большую комнату после переезда в Останкино. Все творческие люди были вместе — с редакторами, с ведущими. Все четыре программы очень дружили между собой, это был единый творческий коллектив. Было очень здорово.

Николай Дроздов и британский натуралист, писатель Джеральд Дарелл (в центре) на съемках документального фильма "Охрана окружающей среды в СССР", 1985 год © Г.Ячменев/ТАСС

— А когда вы стали уже не гостем, а ведущим программы?

— В 1975 году Александр Згуриди решил уйти из программы, чтобы работать над художественным фильмом "Рикки-Тикки-Тави", в котором снимались Алексей Баталов и Маргарита Терехова. Меня он пригласил в экспедицию помощником, а ведущим попросил на два месяца быть известного журналиста "Комсомольской правды", писателя-эколога, лауреата Ленинской премии Василия Михайловича Пескова.

Снимали мы в Индии. Мы здорово поездили тогда, снимали не только кобр и мангустов, но и черепах, крокодилов, змей, в том числе для передачи "В мире животных". С нами два месяца работал факир Абу, у которого было шесть мангустов и семь кобр. Так вот, самыми сложными были сцены с их участием, когда надо было снять диалоги или нападение кобры на спящего в шезлонге мальчика. То мангуст отбежит, то кобра ляжет на землю и стойку делать не хочет. Оказалось, что за два месяца мы многое не досняли, поэтому работа продолжилась уже в России. И на все лето мне пришлось в моей двухкомнатной квартире в Орехово-Борисово приютить Абу со всеми кобрами и мангустами, к восхищению, а иногда и к опасениям соседей.

С коброй на руках, Туркмения, 1977 год © Личный архив Николая Дроздова

Получилось, что съемки затянулись, и два месяца, на которые Згуриди попросил вести программу Пескова, растянулись на все пять, а потом Александр Михайлович окончательно погрузился в кинопроизводство и занимался им вплоть до своих 95 лет! С 1977 года мы с Василием Михайловичем Песковым стали попеременно вести программу. И это был, я считаю, "серебряный век" нашей передачи. Длился он 13 лет: с 1977 по 1990 год.

Это было очень интересно. Я больше зоолог, я рассказывал о животных, об их обычаях, привычках, распространении, а он был социальный эколог широкого профиля — "человек и природа". Он очень трогательно писал свои очерки, я многое о нем и от него узнал за эти годы.

Мы тогда открывали программу прямо на природе, студии просто не было, да и не нужна она была. Мне доставляло удовольствие, когда мы снимали то в подмосковном лесу, то в далекой пустыне.

 Николай Николаевич, вы — прекрасный рассказчик, может быть, еще история со съемок есть?

— Был еще случай: надо было нам в Индии снять крокодилов в озере. Оператор наш в шортах, ноги голые, икры мощные. Мне-то все равно, а вот крокодилы к такому виду неравнодушны. И Александр Михайлович Згуриди говорит: "Сделайте что-нибудь, а то они лежат как бревна. Мы не фото снимаем, нужно движение". Выдали мне в питомнике связку белых крыс. Оператору говорю: "Ты стоишь, снимаешь, а я через твою голову — раааз — крысу кидаю".

Реакция потрясающая: пока крыса летит три-четыре крокодила выпрыгивают из воды — кто первый схватит. И тут же ложатся обратно. Но со второй крысы они поняли, откуда еда летит, и все поперли к берегу.

Я бросаю поближе, они идут — оператор и режиссер довольны. И тут у меня крысы кончились. А первый из вылезших на берег крокодилов уже видит белые икры нашего оператора… Хорошо, что я заранее подумал о возможном конфликте и у меня была палка. Пришлось два раза ударить крокодила по морде. Он обиделся и уполз. И было за что, штук 12 зубов ему выбил, как сноп искр вылетел. Дело в том, что зубов у крокодила больше сотни, это не наши 32 зуба, которые на всю жизнь. Зубы у него корней не имеют и вырастают через три-четыре недели новые. В общем, выбитые зубы я собрал и тут же раздал на сувениры, один только себе оставил.

Во время поездки в Австралию, 2014 год © Личный архив Николая Дроздова

— Расскажите о своем молодом соведущем на канале "Карусель"?

— Вот уже два года мы начинаем и заканчиваем нашу передачу вдвоем с Алексеем Лапиным, сейчас ему 15 лет, а впервые он появился в "детской страничке" нашей программы в качестве гостя в пять лет. Сейчас Алексей уже вырос ростом с меня, самостоятельно открывает и закрывает программу, ведет отдельные беседы, снимает сюжеты. Это надежный человек, исполнительный, вдумчивый, работящий.

Он никуда не уйдет, потому что телевизионная профессия у них семейная, на передаче работают его мама и папа. Он знает, что работа ведущего — это труд, подчас тяжелый и нудный. Он уже готов стать хорошим ведущим. Я им очень доволен. Когда-то я пытался найти себе соведущего или того, кто меня заменит, среди своих сверстников. Но ничего не получалось. Всем приятно зайти на передачу, пообщаться, а здесь надо работать. У Алексея уже стаж десять лет участия в передаче, и два года — соведущим. 19 апреля на канале выходит юбилейная наша передача. Мы ее ведем вместе.

— То есть вы хотите полностью доверить Алексею бразды?

— Да. Так что поздравляю вас с новым ведущим. Детская студийная программа — это просто даже не мой формат. Уже сейчас одну из пяти программ делает Алексей один. Я должен посмотреть эту передачу со стороны. На мне остался этот долг. Александр Михайлович создал эту передачу, и будет неправильно и даже большой грех, если программа окажется загублена. Так вот, такого соведущего как у меня, никто не готовил. Представьте, если бы таких ведущих готовили Юрий Сенкевич и Сергей Капица. Мы имели бы сейчас передачи "Очевидное-невероятное", "Клуб путешественников".  У меня главный принцип: передачу сохранить. Нужно, чтобы я исполнил свой долг перед духовным отцом нашей передачи — Александром Михайловичем Згуриди.

Беседовала Екатерина Ефимова







Источник




Комментарии

Наш опрос

Популярные новости:

Архив новостей:

Экопортал не гарантирует достоверность материалов. Позиция Экопортала не всегда может совпадать с позицией, изложеной в материале. Экопортал не несет ответственности за какие-либо ошибки, также за какие-либо действия, предпринятые на основании этих материалов.

© ECOportal 2002-2018 гг.

Вся экология: Новости, Архив новостей, Пресс-релизы, Экспорт новостей, Каталог организациий, Экологические ссылки, Добавить ссылку, Календарь событий, Добавить событие в календарь, Статьи, Книги, Рефераты, Законы и документы, Составы отходов, Экологический словарь, Доска объявлений, Голосования, Реклама на сайте, Рассылка, RSS, Обучение

Авторские права на материалы принадлежат Всероссийскому Экологическому порталу, за исключением тех, где явно указан автор. При полном или частичном цитировании всех материалов ссылка на Всероссийский Экологический портал обязательна. Все предложения по работе сайта отправляйте на электронный ящик администратора.

RSS лента
Rambler's Top100
Rambler's Top100