В самом деле, с одной стороны, у археоптериксов имелись мощные маховые перья, необходимые для активного полета. С другой стороны, у них не было киля, характерного для птиц выроста грудины, к которому крепятся мощные грудные мышцы, обеспечивающие движения крыльев. Чаще эта дилемма решается исходя из нехватки нужных элементов: раз всего, что необходимо для махового полета, у археоптериксов не было, то они лишь планировали.
Однако новый анализ их останков, который проделали палеонтолог Деннис Вётен (Dennis Voeten) и его коллеги, показал, что те были способны к маховому полету несмотря ни на что. Статью ученых публикует журнал Nature Communications. Авторы использовали компьютерную рентгеновскую микротомографию, исследовав детали строения скелета крыльев у трех образцов археоптериксов. Они оценили прочность тканей и способность плечевой и локтевой костей выдерживать скручивающие нагрузки, возникающие при сильных взмахах крыльями.
Эти характеристики сравнивались с данными для различных современных (активно летающих) птиц, а также для некоторых других летавших (планированием) динозавров, таких как птерозавры, жившие почти на 100 млн лет позднее археоптериксов. К большому удивлению ученых, по своим свойствам кости археоптериксов оказались ближе всего к костям таких птиц, как фазаны и куропатки, которые способны к кратким, но интенсивным «вспышкам» активного махового полета.
Авторы заключают, что теоретически археоптериксы могли использовать движения крыльев для активных перелетов с места на место. Однако могли ли они взлетать с земли самостоятельно или требовали приподнятой над поверхностью опоры, еще предстоит выяснить. Полноценный маховый полет требует не только сильных крыльев, но и мощных ног, способных обеспечить первоначальный разгон. Реконструировать весь процесс для археоптериксов и ответить на вопрос об их полете окончательно – задача следующих исследований.