Вся экология | Реклама | Что такое экология? | О нас | Подписка | RSS

Вся экология | Экологические новости



Опубликовано 15/03/2018, в 08 ч. 59 мин., 485 просмотров

Экология может стать предметом для изучения в школе

Законодатели обсуждают подходы по внедрению эковоспитания в образовательный процесс. Фото: ПГ / Геннадий Михеев

В современном образовательном процессе экология как таковая не присутствует ни в качестве отдельного предмета, ни в качестве интегрированного в сопредельные дисциплины. Между тем общественный запрос на эковоспитание растёт. Комитет Госдумы по экологии и окружающей среде 5 июня обсудит с экспертным сообществом соответствующие поправки в Закон «Об образовании».

Законы есть — уроков нет

Говорить о том, что образование и экология в российских законах вообще «не дружат», всё же некорректно. Есть Закон «Об охране окружающей среды», в котором целая глава посвящена экологической культуре населения. В ней упоминается и система всеобщего и комплексного экологического образования.

Ещё есть госстандарт среднего общего образования, на который ориентируются все российские школы: в нём предмет «Экология» всё же присутствует, хоть и в качестве интегрированного и необязательного. В документе даже есть требование формировать у школьников заинтересованность «зелёными» ценностями и прочие важные навыки и черты.

Но на практике всего этого нет. В школах экологию обычно упоминают в рамках изучения биологии, нет эффективной методической базы, не хватает учителей, специализирующихся на этом предмете… Впрочем, есть и положительные примеры. Так, в следующем учебном году в школах Реутова начнутся занятия по экологии, основам сортировки и переработки мусора. «В тех странах, где такая практика была введена ранее, уже выросло ответственное поколение», — пояснил глава Реутова Станислав Каторов.

Поступки важнее слов

Самый главный обучающий фактор — это личный пример, отмечает член Комитета Госдумы по экологии и окружающей среде Елена Серова. По её словам, дети не должны узнавать об экологии только из учебников и сухих рассказов учителей. «Если мы будем только говорить, дети не будут воспринимать это на должном уровне», — подчёркивает законодатель.

И конечно, нельзя сбрасывать со счетов воспитание в кругу семьи. Дети многое перенимают от родителей: их поступки, речь, образ мыслей. В этой связи экологическое просвещение должно касаться не только молодого поколения, отмечают депутаты. Благо россияне и сами стали это осознавать.

Экология завоёвывает умы

Ещё несколько лет назад результаты социологических исследований говорили о доминировании потребительских установок в сфере охраны окружающей среды. Но Год экологии серьёзно изменил сознание людей, рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Александр Клыканов.

«Людей заботит их среда обитания», — подтверждает его коллега Елена Серова. По её словам, энтузиасты занимаются самообразованием, порой доходя до профессионального уровня владения темой, всё больше добровольцев готовы участвовать в экологических проектах, работать с молодёжью. Власти совместно с активистами и молодёжью провели тысячи мероприятий, посвящённых экологических проблемам и охране окружающей среды.

Общаясь с «зелёными» активистами, законодатели столкнулись с одной проблемой: познания большинства в этой сфере фрагментарны. «Собственно, в этом и суть вопроса: целостного экологического образования нет», — подвёл итог Александр Клыканов, отметив, что решению этой задачи думский комитет уделяет большое внимание.

Как подружить экологию и образование

Главный вопрос сегодня: в каком виде экология должна присутствовать в школе? По словам Александра Клыканова, экспертное сообщество сформулировало два подхода: «Кто-то считает, что экология должна быть отдельным предметом, кто-то — что экологическое образование должно пронизывать весь образовательный процесс».

О том, каким путём следует идти, члены Комитета Госдумы по экологии и окружающей среде будут говорить 5 июня в ходе «круглого стола» на тему «Экологическое просвещение и образование» вместе с представителями Минобразования и экспертного сообщества.

«Речь идёт о том, что мы должны сформировать человека с новым экологическим мышлением», — подчеркнул Александр Клыканов, говоря о важности предстоящей работы.

В этом же убеждён член Комитета Госдумы по экологии и окружающей среде Александр Фокин. Он рассказал «Парламентской газете», что группа законодателей готовит поправки в Федеральный закон «Об образовании». «В планах — внести в закон целый раздел, который бы определял необходимость проведения уроков экологии (это могут быть и факультативные занятия). Молодёжь, как социальная группа, является основой для реализации программ по формированию общечеловеческих ценностей», — сообщил депутат.

Он подчеркнул, что сегодня вопросы экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования входят в число приоритетов законотворческой деятельности Госдумы. Одним из основных принципов охраны окружающей среды является организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры, пояснил Александр Фокин.

Законодатель добавил, что экологические программы следует вводить на уровне дошкольного, общего и высшего образования. Также нужно делать ставку на проведение просветительской работы среди населения. «Только тогда будет сформировано экологически ориентированное общество, которое будет по-другому относиться к окружающей среде», — считает депутат.

Как воспитывают экологическое мировоззрение в других странах

  • В Швеции школьники еженедельно посещают уроки по сортировке бытового мусора, на которых они также узнают, какие вещи могут получить вторую жизнь, а какие вещества требуют особой утилизации.
  • В Финляндии с тонкостями процесса утилизации отходов детей знакомит Roskisnalle («мусорный медвежонок»), который бесплатно посещает школы и детские сады.
  • В Греции школы и вузы могут участвовать в изучении локальных экологических проблем и поисках их решений.
  • Во Франции экологическое образование обязательно: к 16 годам каждый школьник должен иметь фундаментальные знания об экологии и охране окружающей среды.
  • В Бельгии экологические исследования входят в обязательную программу развития детей в детских садах.
  • В Японии во многих городских школах вместе с детьми создают биотопы, где ученики могут исследовать природу и проводить эксперименты.






Источник




Комментарии

Наш опрос

Популярные новости:

Архив новостей:

Экопортал не гарантирует достоверность материалов. Позиция Экопортала не всегда может совпадать с позицией, изложеной в материале. Экопортал не несет ответственности за какие-либо ошибки, также за какие-либо действия, предпринятые на основании этих материалов.

© ECOportal 2002-2018 гг.

Вся экология: Новости, Архив новостей, Пресс-релизы, Экспорт новостей, Каталог организациий, Экологические ссылки, Добавить ссылку, Календарь событий, Добавить событие в календарь, Статьи, Книги, Рефераты, Законы и документы, Составы отходов, Экологический словарь, Доска объявлений, Голосования, Реклама на сайте, Рассылка, RSS, Обучение

Авторские права на материалы принадлежат Всероссийскому Экологическому порталу, за исключением тех, где явно указан автор. При полном или частичном цитировании всех материалов ссылка на Всероссийский Экологический портал обязательна. Все предложения по работе сайта отправляйте на электронный ящик администратора.

RSS лента
Rambler's Top100
Rambler's Top100