Говорить о том, что образование и экология в российских законах вообще «не дружат», всё же некорректно. Есть Закон «Об охране окружающей среды», в котором целая глава посвящена экологической культуре населения. В ней упоминается и система всеобщего и комплексного экологического образования.
Ещё есть госстандарт среднего общего образования, на который ориентируются все российские школы: в нём предмет «Экология» всё же присутствует, хоть и в качестве интегрированного и необязательного. В документе даже есть требование формировать у школьников заинтересованность «зелёными» ценностями и прочие важные навыки и черты.
Но на практике всего этого нет. В школах экологию обычно упоминают в рамках изучения биологии, нет эффективной методической базы, не хватает учителей, специализирующихся на этом предмете… Впрочем, есть и положительные примеры. Так, в следующем учебном году в школах Реутова начнутся занятия по экологии, основам сортировки и переработки мусора. «В тех странах, где такая практика была введена ранее, уже выросло ответственное поколение», — пояснил глава Реутова Станислав Каторов.
Самый главный обучающий фактор — это личный пример, отмечает член Комитета Госдумы по экологии и окружающей среде Елена Серова. По её словам, дети не должны узнавать об экологии только из учебников и сухих рассказов учителей. «Если мы будем только говорить, дети не будут воспринимать это на должном уровне», — подчёркивает законодатель.
И конечно, нельзя сбрасывать со счетов воспитание в кругу семьи. Дети многое перенимают от родителей: их поступки, речь, образ мыслей. В этой связи экологическое просвещение должно касаться не только молодого поколения, отмечают депутаты. Благо россияне и сами стали это осознавать.
Ещё несколько лет назад результаты социологических исследований говорили о доминировании потребительских установок в сфере охраны окружающей среды. Но Год экологии серьёзно изменил сознание людей, рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Александр Клыканов.
«Людей заботит их среда обитания», — подтверждает его коллега Елена Серова. По её словам, энтузиасты занимаются самообразованием, порой доходя до профессионального уровня владения темой, всё больше добровольцев готовы участвовать в экологических проектах, работать с молодёжью. Власти совместно с активистами и молодёжью провели тысячи мероприятий, посвящённых экологических проблемам и охране окружающей среды.
Общаясь с «зелёными» активистами, законодатели столкнулись с одной проблемой: познания большинства в этой сфере фрагментарны. «Собственно, в этом и суть вопроса: целостного экологического образования нет», — подвёл итог Александр Клыканов, отметив, что решению этой задачи думский комитет уделяет большое внимание.
Главный вопрос сегодня: в каком виде экология должна присутствовать в школе? По словам Александра Клыканова, экспертное сообщество сформулировало два подхода: «Кто-то считает, что экология должна быть отдельным предметом, кто-то — что экологическое образование должно пронизывать весь образовательный процесс».
О том, каким путём следует идти, члены Комитета Госдумы по экологии и окружающей среде будут говорить 5 июня в ходе «круглого стола» на тему «Экологическое просвещение и образование» вместе с представителями Минобразования и экспертного сообщества.
«Речь идёт о том, что мы должны сформировать человека с новым экологическим мышлением», — подчеркнул Александр Клыканов, говоря о важности предстоящей работы.
В этом же убеждён член Комитета Госдумы по экологии и окружающей среде Александр Фокин. Он рассказал «Парламентской газете», что группа законодателей готовит поправки в Федеральный закон «Об образовании». «В планах — внести в закон целый раздел, который бы определял необходимость проведения уроков экологии (это могут быть и факультативные занятия). Молодёжь, как социальная группа, является основой для реализации программ по формированию общечеловеческих ценностей», — сообщил депутат.
Он подчеркнул, что сегодня вопросы экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования входят в число приоритетов законотворческой деятельности Госдумы. Одним из основных принципов охраны окружающей среды является организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры, пояснил Александр Фокин.
Законодатель добавил, что экологические программы следует вводить на уровне дошкольного, общего и высшего образования. Также нужно делать ставку на проведение просветительской работы среди населения. «Только тогда будет сформировано экологически ориентированное общество, которое будет по-другому относиться к окружающей среде», — считает депутат.