Всего пять лет назад показатели УрФО отставали от среднероссийских. Рост числа аптек начался с 2014 года, когда Челябинская область показала третий в РФ темп прироста числа аптек - 23 процента в год, вскоре войдя в топ регионов по числу аптек на душу населения. Тогда на Южном Урале федеральных сетей практически не было, 90 процентов рынка контролировали крупные региональные игроки. В соседней Свердловской области местные компании уже в то время передали пальму первенства московским ретейлерам.
Как отмечают специалисты, характерный для всей страны передел аптечного рынка в Челябинской области протекает в наиболее острой форме из-за изначально сильной позиции региональных аптечных сетей. В Миассе и Челябинске порой по три-четыре аптеки в многоэтажном доме, вывески на которых то и дело меняются. Это результат агрессивной политики сетей - слияний и поглощений путем прямого выкупа прибыльных компаний, а также подавления мелких локальных конкурентов с помощью демпинга.
- Когда в регион заходят федеральные сети, они используют испытанный метод: рядом с перспективной, расположенной на бойком месте точкой открывают свою, отчаянно демпингуют, перетягивают покупателей. А когда конкурент уничтожен, цены возвращаются к обычному уровню, - объясняет экономист Ирина Емельянова.
На некорректное поведение новых игроков местные аптекари жалуются в УФАС: сейчас на рассмотрении там четыре обращения. Заявители указывают на недобросовестную рекламу, продажу жизненно необходимых лекарств по цене ниже себестоимости.
Но даже в условиях столь острой конкуренции рентабельность этого бизнеса, по мнению экспертов, остается достаточно высокой - 10-12 процентов.
- В хорошем месте в будни аптека отбивает 200-250 чеков. Средний чек - 300-350 рублей. Вот и считайте, - рассуждает Денис Стукалов, доцент Высшей школы экономики ЮУрГУ.
Подсчитать нетрудно. Нижний предел выручки такой торговой точки - 1,8 миллиона рублей в месяц. Работают обычно три-четыре провизора с зарплатой 30-35 тысяч рублей. С учетом налоговой "упрощенки", аренды, коммунальных платежей и охраны прямые расходы укладываются в 400 тысяч. Кстати, аптеки получают еще и дополнительные бонусы от производителей: помимо торговой наценки чуть ли не до половины дохода обеспечивает продвижение препаратов.
Однако рост числа игроков чрезвычайно насыщенного рынка - лишь одна из причин скачка потребления лекарств в Челябинской области.
- Есть корреляция между потреблением лекарств и количеством аптек, но не линейная, - подчеркивает Ирина Окольнишникова, директор Института экономики ЮУрГУ. - Обязательно необходимо учитывать показатели заболеваемости и смертности.
В этом смысле показательна статистика онкозаболеваний - второй по значимости причине убыли населения в России. В Челябинской и Свердловской областях при сопоставимой смертности (229 и 227 случаев на 100 тысяч жителей в 2017-м) уровень заболеваемости раком на Южном Урале в 1,4 раза выше (460 против 333,6). При этом в 2017-м ситуация несколько улучшилась, Челябинск впервые за много лет покинул десятку городов-лидеров по онкозаболеваемости. Как подчеркивают специалисты, сыграло роль повышение качества лечения.
- За блага цивилизации приходится расплачиваться, - поясняет главный онколог минздрава Челябинской области Андрей Важенин. - Мы живем в индустриальном регионе, курим, ведем малоактивный образ жизни, пьем воду плохого качества, питаемся нашпигованным антибиотиками мясом, пальмовым маслом, другой нездоровой пищей. Но главный канцерогенный фактор - выхлопные газы автотранспорта.