Самый первый: Йеллоустонский (США)
Бизоны — главный символ Йеллоустона
Официальная дата создания этого первого в мире нацпарка — 1 марта 1872 года. Сегодня Йеллоустон — такой же символ Америки, как статуя Свободы или мост Золотые Ворота. И не без основания: на площади почти в 9000 квадратных километров (это больше, чем вся Республика Северная Осетия и в три с лишним раза больше Москвы) живут сотни видов млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и рыб и около двух тысяч видов растений, в том числе редкие. А еще тут есть гейзеры, озера, леса и степь, а под парком — огромный спящий вулкан. И все это отлично сочетается с сотнями километров качественных дорог, туристическими объектами и статусом объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно сюда приезжает больше трех миллионов туристов.
Самый новый: Сьерра-дель-Дивисор (Перу)
Скрытые облаками тропические леса на склонах гор в парке Сьерра-дель-Дивисор вполне могли бы стать местом действия очередной части «Парка юрского периода»
Тринадцать с половиной тысяч квадратных километров амазонских дождевых лесов в Перу у границы в Бразилией были объявлены национальным парком лишь в конце 2015 года. Сьерра-дель-Дивисорграничит с (почти) одноименным бразильским нацпарком и включает не только равнинные части, но и предгорья Анд. Помимо сотен видов животных (если не тысяч — сколько точно, никто не знает: ученые ежегодно открывают в амазонских лесах новые виды), здесь живут еще и местные племена индейцев, чьи среда обитания и образ жизни парк также призван защитить. За огромное разнообразие живой природы, размеры и важность Сьерра-дель-Дивисор в прессе называют Йеллоустоном Амазонии.
Самый большой: Северовосточный гренландский (Гренландия)
Айсберги — самые известные и многочисленные «обитатели» вод, омывающих этот нацпарк
Эта территория, занимающая примерно треть Гренландии, — единственный нацпарк на острове, а также самый большой и самый северный в мире. Его площадь — 972 тысячи квадратных километров, что больше, чем вся Танзания (31-е по площади государство на планете) или, скажем, Хабаровский край, и немного меньше, чем Египет. Из людей тут только ученые с исследовательских станций и военные (и те и другие приезжают временно — вахтой) общим числом от пары десятков до сотни (летом). Зато здесь живет 40% мировой популяции овцебыков, морские арктические млекопитающие, киты, птицы (они прилетают сюда выводить потомство). С конца 1970-х на территории запрещено вести новые геологические разработки, а все следы прежних уничтожены, охотиться тоже не разрешается, поэтому в нацпарке можно увидеть Арктику практически первозданной. Впрочем, в последние десятилетия ледники тают и тут, так что торопитесь.
Самый маленький: Остров Муайен (Сейшелы)
По легенде, на острове спрятали награбленное пираты. Официальные поиски сокровищ результата не дали
Этот зеленый островок площадью всего 10 гектаров долгое время был необитаем, пока в середине 1970-х на нем не поселился англичанин Брендон Гримшо, купивший остров в 1962-м за 8000 фунтов стерлингов. Со своими друзьями и родственниками он превратил Муайен в парк, завез туда гигантских черепах, проложил тропы для туристов, открыл ресторан и оборудовал небольшой пляж. Тогда остров входил в состав сейшельского морского нацпарка Сент-Анн, а после смерти Гримшо в 2012-м стал самостоятельным национальным парком, как и хотел его покойный владелец, — и ничего, что самым маленьким в мире.
Самый популярный: Грейт-Смоки-Маунтинс(США)
Говорят, закаты и восходы — главные развлекательные мероприятия в этом парке. Неудивительно, если судить по этому снимку
Признаем, мы слукавили: это самый популярный нацпарк в США — другие страны отчего-то не спешат публиковать такие данные. По информации Службы национальных парков США, эту территорию площадью более 2000 квадратных километров в Аппалачских горах, разделенную примерно пополам границей между штатами Теннесси и Северная Каролина, в 2016 году посетили более 11,3 миллиона туристов (и примерно столько же нетуристов), а на 2017-й, статистика по которому еще не опубликована, прогнозировалось увеличение потока гостей. Это понятно: парк находится относительно недалеко от густонаселенных районов восточного побережья, связан с историей американских пионеров-первопроходцев, предлагает отличную рыбалку и замечательные виды на поросшие лесами горные склоны. Через него проходит знаменитая Аппалачская тропа, а в долине Кейдс-коув сохранились старинные постройки, возведенные европейскими переселенцами в начале XIX века.
Самый водный: Море Росса (тихоокеанский сектор Южного океана)
Пингвинов Адели, обитателей моря Росса, французский исследователь Жюль Дюмон-Дюрвиль назвал в честь своей жены. Интересно, из-за внешнего сходства или по какой-то иной причине?
Хотя морские парки и национальные парки на суше — это несколько разные вещи и речь в этом материале идет именно о последних, но как раз этот никак нельзя не упомянуть. Во-первых, потому что он огромный и включает более 1,5 миллиона квадратных километров. Во-вторых, потому что он находится не на национальной территории, а в нейтральной Антарктиде — это часть Южного океана, омывающая западную часть континента. Море же Росса, несмотря на довольно неприветливый климат, отличается удивительным разнообразием обитателей. И именно их договорились защищать Европейский союз и еще 24 государства, подписав в октябре 2016 года соответствующий договор. К примеру, именно здесь выловили в 2007-м гигантского кальмара длиной десять метров и весом в полтонны. Теперь здесь так не порыбачишь: 1,1 миллиона квадратных километров моря на ближайшие 35 лет объявлены зоной, запретной для коммерческого рыболовства. На остальном пространстве парка можно вести охоту на морских обитателей только в научных целях.
Самый живой: Корковадо (Коста-Рика)
Хотя территория парка адаптирована для посетителей, далеко не все маршруты в нем доступны для неподготовленных туристов — это все-таки тропический лес
За почетное звание «самого живого» вообще-то могли бы побороться несколько нацпарков — к примеру, танзанийский Серенгети, через который два раза в год мигрируют миллионы антилоп и зебр и на территории которого, по легенде, находится колыбель человечества. Мы же, однако, согласны с коллегами из издания National Geographic, охарактеризовавшими как «возможно, самое биологически активное место на планете с точки зрения биоразнообразия» костариканский Корковадо. И действительно, этот парк площадью всего 424 квадратных километров на полуострове Оса представляет собой один из последних нетронутых участков тропического леса на тихоокеанском побережье Центральной Америки, а количество обитающих тут редких уникальных видов — от насекомых до китов, приходящих в залив, омывающий полуостров, — не поддается подсчету: одно их перечисление заняло бы столько же места, сколько весь этот материал. При этом большая часть местных жителей не боится человека, а познакомиться с ними можно и днем и ночью: специальные туры отправляются в лес даже после захода солнца.
Самый далекий: Рапануи (остров Пасхи, Чили)
На равнинной части острова крупные деревья практически полностью истреблены. Небольшое их число растет на склонах местных вулканов
Если взять самый удаленный населенный людьми остров на планете и устроить на нем национальный парк, получится самый далекий нацпарк. Именно так случилось с парком Рапануи на острове Пасхи, от которого до Чили и южноамериканского континента три с половиной тысячи километров (ближе, в двух тысячах километров, только остров Питкерн с четырьмя десятками человек населения). Этот парк — объект всемирного наследия ЮНЕСКО, занимающий почти всю территорию острова и в отличие от прочих упомянутых в этом материале защищает главным образом не природу, а как раз культурное наследие: статуи, наскальные росписи и другие памятники, созданные древними обитателями острова. Оригинальную флору и фауну оные обитатели в основном уничтожили (вырубив под ноль густой тропический лес), хотя и не целиком — на острове по-прежнему произрастают 150 видов растений (в том числе полсотни эндемичных) и гнездятся десятки видов птиц, а на пляжах встречаются морские черепахи. А вот океан вокруг — совсем другое дело: созданный в сентябре 2017 года вокруг острова, одноименный морской заповедник (площадью примерно с континентальную часть Чили) призван защитить уникальное многообразие местной морской жизни.
Самый высокий: Джомолунгма (КНР)
Головокружение гарантировано. От видов или от недостатка воздуха — зависит от вашей физподготовки
Хотя высочайшая вершина Земли — Эверест, он же Джомолунгма — расположена в границах Непала, ее северо-восточный склон спускается в Китай. Он-то и объявлен национальным парком (с непальской стороны есть свой нацпарк — Сагарматха). На 87 тысячах квадратных километров Тибетского плато оказались несколько пиков-восьмитысячникови десятки гор поменьше, а также нетронутая горная природа. Там много неба, вершин, покрытых вечными ледниками, горных рек и видов, от которых захватывает дух. А вот воздуха здесь мало — даже в низших точках высота над уровнем моря составляет около пяти километров. Соответственно, мало и туристов, а те, что есть, специально готовятся к условиям высокогорья. Но оно того стоит.
Самый жаркий: Долина Смерти (США)
Когда в Долине Смерти, самом жарком месте планеты, идут сильные дожди (примерно раз в десять лет), то тут приключается буйство жизни, его называют суперцветением. В остальное время долина вполне оправдывает свое название
Ранчо Фернес-Крик — обладатель мирового рекорда температуры, точнее даже двух: в 1913 году здесь была зафиксирована самая высокая температура воздуха на планете, +56,7 °C, а в 1972-м солнце прогрело поверхность земли на ранчо до +93,9 °C. Находится оно в самой сухой и жаркой части национального парка Долина Смерти, причем эта часть долины — заодно и одно из самых сухих мест на планете: за год в среднем здесь выпадает около 1,5 мм осадков (для сравнения: в Москве этот показатель — 600–800 мм). Правда, иногда случаются аномалии. Необычайно сильные дожди вызывают разрушения и грязевые потоки и приводят к закрытию парка — так было в октябре 2015-го. А в 2005 году из-за аномально влажной зимы в парке даже образовалось озеро и приключилось самое обильное в истории парка цветение диких растений — пустыня ненадолго покрылась ковром из цветов.
Самый холодный: Денали (США)
Медведи в Национальном парке Денали — полноправные участники дорожного движения. Бывает, бредут себе и любуются горой Мак-Кинли
В центре этого огромного парка, расположенного на Аляске, находится самая высокая гора Северной Америки (и номер три в мире) — Денали, ранее известная как Мак-Кинли: в 2015 году ей вернули исконное индейское название в. В 2003-м погодная станция на ее склонах зафиксировала рекордно низкую температуру –59,7 °C, а порывы ветра остудили термометр до –83,4 °C. Это, конечно, не мировой рекорд — в тройке полюсов холода антарктические станции «Восток», «Верхоянск» и «Оймякон», где гораздо холоднее (до –89,2 °C), но там нет национальных парков. А на Аляске есть. Даже в июле, самом жарком месяце в этом регионе, температура на горе может опускаться ниже –30 °C. Впрочем, это не помешало более чем полумиллиону туристов приехать сюда в 2016 году. Гости не взбирались на вершину остудиться (большинство из них, по крайней мере), а любовались суровой красотой тундры, лесов, озер, гор и ледников, путешествуя на автомобилях и останавливаясь в многочисленных местных кемпингах.
Фото: JurgaR / Getty Images, Westend61 / Getty Images, Fotosearch / Getty Images, Purestock / Getty Images, Larry Knupp / EyeEm / Getty Images, Bestimage / Legion-media.ru, Imago / EPD / Legion-media.ru, Prisma Bildagentur / Contributor / Getty Images, Ratnakorn Piyasirisorost / Getty Images, Trina Dopp Photography / Getty Images, Jacob W. Frank / Getty Images