Опубликовано 10/02/2018, в 17 ч. 51 мин., 659 просмотров

Бактерии помогли создать экологически чистый солнцезащитный крем

© Africa Studio | Shutterstock

Химикаты, блокирующие ультрафиолет, которые до сих пор использовались в солнцезащитном креме, наносили различный вред окружающей среде, в том числе были причастны к обесцвечиванию кораллов.

Ключевой компонент — шиторин, — необходимый для разработки экологически чистой альтернативы, оказался труднодоступным, поскольку его можно получить только путем сбора водорослей из дикой природы. Но теперь ученые смогли создали бактерии, которые его производят.

Включив ген, ответственный за производство шинорина, в бактерии, исследователи превратили эти бактерии в мини-фабрики, которые могут производить необходимый ингредиент в больших количествах.

Первоначально генномодифицированные бактерии производили в три раза меньше шинорина, чем дикие водоросли. Но когда ученые добавили к генам ДНК-последовательности, называемые «промоторами», они смогли увеличить производство в десять раз.

Шинорин относится к группе веществ, называемых микоспориноподобными аминокислотами (МАА), которые действуют как естественные защитные барьеры против ультрафиолетового излучения.

Солнцезащитный крем необходим для защиты кожи от ультрафиолетовых лучей, но также оказывает значительное воздействие на окружающую среду, так как многие из ингредиентов, используемых для его изготовления, являются синтетическими органическими молекулами, аналогичными тем, которые используются для изготовления пластика.

Как и пластик, эти вещества очень долго разлагаются в окружающей среде. В полной мере их влияние еще предстоит выяснить, но проведенные исследования показывают, что эти химические вещества могут вызывать гормональные изменения у рыб и, возможно, даже изменять их половые характеристики.

Опасения, связанные с воздействием оксибензона на коралловые рифы, привели к разработке ограничений по использованию солнцезащитного крема на некоторых гавайских пляжах.

Исследование опубликовано в журнале ACS Synthetic Biology.