Микротия встречается у одного из 8000–10000 новорожденных. При этом формы нарушений могут быть разными: от уменьшенной ушной раковины с различимыми структурами до полного отсутствия наружной части уха. Микротия может затрагивать и одно, и оба уха новорожденного. Чаще всего пациентам с микротией устанавливают силиконовые или полиэтиленовые имплантаты либо наружные протезы ушной раковины.
Пациентами китайских хирургов стали пятеро детей в возрасте от 6 до 9 лет. Все они страдали односторонней микротией — нарушения затронули только одно ухо. Здоровые уши послужили образцом для 3D-моделей, по которым в дальнейшем «печатали» ушные раковины. Изображения сделали с помощью компьютерной томографии. По моделям изготовили «зеркальные» силиконовые формы для биоразлагаемой основы. Основу для органов создали из поликапролактона — полиэфира со сравнительно низкой температурой плавления. Материал покрыли полигликолидной нитью, а затем наложили слой полилактида. Все эти вещества способны распадаться в организме, поэтому используются в медицине как шовный материал или основы для имплантатов.
Ход процедуры / © EBioMedicine
Основу покрыли клетками хрящевой ткани (хондроцитами), полученными из здоровых ушей пациентов путем биопсии. Каждое ухо выращивали около трех месяцев, затем их пересаживали детям. Первая операция прошла 2,5 года назад — у девочки, получившей новое ухо, не зафиксировали никаких нарушений. У других пациентов также нет признаков отторжения органов, у двоих детей врачи выявили незначительные нарушения роста ушных раковин.
Исследователи планируют наблюдать за состоянием детей на протяжении следующих пяти лет. К этому времени процесс разложения искусственной основы закончится, и можно будет сделать окончательные выводы о том, насколько успешной оказалась методика.
Статья об операциях опубликована в журнале EBioMedicine.