В таком случае положительное заключение государственной экологической экспертизы противоречит российским законам. Кроме того, при проведении экспертизы Росприроднадзор допустил процедурные нарушения.
Общественная экологическая экспертиза установила, что строительство газопровода незаконно, так как нарушает природные системы заказника, но Росприроднадзор проигнорировал эти выводы. Заключение общественной экспертизы (70-страничный документ с приложениями) передали в Росприроднадзор 16 января. По закону, перед вынесением решения комиссия обязана проанализировать эти документы. Однако заседание, на котором определили результаты государственной экспертизы, прошло уже на следующий день. Вряд ли за день эксперты могли детально ознакомиться с многостраничным документом и объективно рассмотреть результаты общественной экспертизы.
Также государственная экспертная комиссия проигнорировала многочисленные обращения от граждан в Росприроднадзор, которые говорили о недопустимости проекта и разрушения Кургальского заказника. Петиция Гринпис России к Минприроды с требованием отказаться от планов строительства через Кургальский собрала 70 тысяч подписей.
Это не первый случай, когда государственная экологическая экспертиза демонстрирует свою несостоятельность:
в 2006 году государственная экспертиза одобрила строительство нефтепровода по берегу Байкала, однако, президент своим решением изменил маршрут трубы, отведя её от Байкала;
в 2008 году вопреки результатам государственной экспертизы председатель Правительства принял решение перенести строящиеся олимпийские объекты от границ Кавказского биосферного заповедника.
«Северный поток 2» — международный проект, поэтому кроме заключения госэкспертизы компания должна получить разрешения от стран, чью территорию затрагивает маршрут газопровода: Дании, Германии, Финляндии и Швеции. Всеми способами добиваясь одобрения строительства газопровода через Кургальский заказник, «Газпром» (ему принадлежат 100 % акций компании «Норд Стрим 2 АГ») компания играет только на руку противникам проекта.