Эксперименты исследователей из Университета Айовы добавляют голубям еще больше ума. Птицы проходили тест на восприятие пространства и времени, который обычно предлагают приматам. На экране монитора появлялись фигуры, из которых нужно было выбрать какую-то одну, при этом в одном случае фигуры отличались длиной (например, одна была 6 см, а другая – 24), а в другом случае они отличались временем, в течение которого они были на экране (например, две секунды против восьми). Если голубь правильно понимал, что нужно выбирать короткие фигуры или же долгоживущие, он получал угощение.
В статье в Current Biology говорится, что птицы успешно справлялись с обоими заданиями: они чувствовали и разницу в величине объекта, и разницу во времени пребывания.
Но главное было в другом: когда в эксперименте начали смешивать оба параметра, временной и пространственный, то и голуби стали приходить в замешательство. Теперь птицы смотрели на фигуры разной длины, которые оставались на экране разное время, при этом длины и временные промежутки были уже другими, не теми, к которым птицы успели привыкнуть в предыдущих опытах. И, как оказалось, время и пространство в мозге у голубей влияют друг на друга: время, которое фигуры были на экране, птицы воспринимали в зависимости от их длины – и наоборот, само время в птичьем восприятии зависело от размеров фигур.
Почему эти результаты кажутся очень важными – потому что до сих пор такие особенности восприятия наблюдали только у млекопитающих, в связи с чем даже возникла гипотеза, что в мозге у зверей есть особый отдел (функциональный или анатомический), который оценивает величину как таковую. Иными словами, один и тот же модуль оценивает, много или мало у нас времени, много или мало яблок мы съели или много или мало километров нам надо пройти – и потому величины разных свойств порой смешиваются.
Однако мозг млекопитающих довольно заметно отличается от мозга птиц, в первую очередь тем, что у птиц нет коры полушарий. Но вот и у голубей, как оказалось, количество времени и физический размер смешиваются в уме. Так что получается, ту же самую когнитивную операцию вполне может выполнить мозг с иным устройством.