В истории противостояния сельчан и надзорных органов с хозяйством, варварски относящимся к земле, разбирался корреспондент "РГ".
Тепличное хозяйство в поселке Останино под Режом сегодня напоминает декорации фильма о конце света: участок выглядит так, будто люди покинули его в спешке.
- Мы называем это место "шанхайчиками". В первые годы одна из построек, откуда, по-видимому, отгружали овощи, напоминала пагоду. Она уже разрушилась, но название прижилось, - показывает нам территорию предприятия жительница поселка Любовь Муханова, которой небезразлична судьба земли, где жили ее деды.
История началась восемь лет назад, когда бывшие работники развалившегося местного колхоза продали свои земельные паи, а новые владельцы настроили пленочных теплиц и наняли китайских рабочих. Отношения с селянами у них сразу не заладились. Сначала местных возмутило, что тепличники завалили мусором ближайший лес, куда раньше все ходили по грибы и ягоды. Потом стало жаль артезианскую воду (для полива овощей предприятие пробурило скважину) и речку: рыбы стало меньше. А уж когда под угрозой милицейских санкций все село заставили пройти флюорографию (среди рабочих-иностранцев оказались больные туберкулезом), возмущение достигло пика.
Одной из первых забеспокоилась бывший ветврач Любовь Муханова: скважина, которой пользуются жители большей части поселка, находится в опасной близости от полей предприятия. А тут даже неизвестно, чем поливают эти поля: на упаковках удобрений ни слова по-русски.
Жители села в то время наивно полагали: коль предприятие несколько лет работает, значит, у него все более или менее законно. Но выяснилось, что претензии к хозяйству есть, причем серьезные, а вот наказаний никаких. Созвали сход и решили писать по инстанциям - от областного министерства АПК до федеральных контролирующих органов. Но ответов так и не получили.
Два года спустя, в 2016-м, останинцы зашли с другой стороны: обратились за помощью к знаменитому биатлонисту и тогда еще депутату регионального Заксобрания Сергею Чепикову. Тот отправил депутатские запросы по тому же кругу - и самые мрачные подозрения сельчан подтвердились.
Вот список нарушений: захламление земель, отсутствие документации на семена, незаконное пользование подземными водами, неоднократные нарушения миграционного законодательства, несоблюдение установленных регламентов, условий хранения и применения агрохимикатов, нарушение требований технических регламентов "О безопасности пищевой продукции", превышение предельно допустимых концентраций нитратов азота и гигиенических нормативов содержания пестицидов в почве (в частности, нашли в больших количествах запрещенный в РФ хлороталонил, а также бензапирен - один из самых опасных для человека канцерогенов).
- Поначалу мы доверяли руководству хозяйства. Эта семья давно живет в Останино, директор Владимир Баласанян тут вырос. А сейчас кусаем локти. Если так отравлена почва, то какой вред могут нанести людям огурцы и помидоры?! - сокрушается Муханова.
Сами жители из местных теплиц овощи не едят.
В те дни, когда мы собирали информацию о тепличном хозяйстве в Останино, пресс-служба управления Россельхознадзора по Свердловской области известила об итогах внеплановых проверок аналогичных предприятий в других районах Среднего Урала - Сысертском, Красноуфимском, Тугулымском, Артинском и Белоярском. Специалисты исследовали 238 проб почвы. Итог: нормы по нитратному азоту превышены в четыре раза, по остаточному количеству пестицидов (хлороталонил, пендиметалин, хлорпирифос) в отдельных случаях - до 256 (!) раз.
Ведомство сообщает, что в прокуратуру направлены материалы для принятия мер, в том числе расчеты ущерба, нанесенного почвам, на сумму 44,8 миллиона рублей. Виновные, подчеркивает пресс-служба, привлечены к административной ответственности - оштрафованы на 652 тысячи.
Смеем предположить: во-первых, ущерб вряд ли компенсируют, а во-вторых, многие виновные будут наказаны лишь на бумаге.
Вернемся к ответам на депутатские запросы Сергея Чепикова. По официальным бумагам складывается такая калькуляция начисленных и взысканных с предприятия штрафов за нарушения законодательства. Отсчет ведем с 2013 года. Штраф в размере 200 тысяч рублей за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства не был оплачен, за что увеличен до 400 тысяч. За порчу земель и невыполнение обязанностей по рекультивации - 60 тысяч. Возмещение причиненного ущерба почве - шесть миллионов рублей. Несоблюдение установленных регламентов, условий хранения и применения агрохимикатов - 40 тысяч... Список нарушений очень длинный.
Кроме того, "РГ" сделала запрос в службу судебных приставов, где ответили, что с руководителя предприятия взыскали административные штрафы в 2014-м и 2017 годах - по 20 тысяч рублей каждый. На исполнении - штраф в размере 12 тысяч. Помимо прочего, поступали исполнительные документы о взыскании на 20 и 25 тысяч от Роспотребнадзора, но были возвращены взыскателю из-за несоответствий исполнительного документа требованиям закона. Повторно эти бумаги от Роспотребнадзора приставам не пришли. (На запрос редакции уважаемое ведомство, кстати, пока тоже не ответило.)
Итого, судя по ответам на запросы депутата и редакции, предприятию и его руководителю выписали к сегодняшнему дню 6 миллионов 697 тысяч рублей штрафов, взыскано только 40 тысяч.
- Фактически после каждой проверки предприятия штрафуют. Видимо, штрафы не столь значительные, чтобы обанкротить производителей, выращивающих овощи на химикатах, - разводят руками в региональном управлении Россельхознадзора.
Думаем, причина в другом: штрафы просто не взыскиваются.
На рассмотрении судебного дела в арбитраже ожидали увидеть учредителя, руководителя предприятия и управляющего участками Владимира Баласаняна в качестве ответчика, а в качестве третьих лиц - владельца земли Екатерину Доманскую и администрацию Режевского городского округа. Никто не явился, однако на досудебном рассмотрении представитель муниципалитета согласился с исковым заявлением. Его удовлетворили в полной мере.
Но вопрос все тот же: как исполнить решение? С кого взять эти шесть миллионов? Фирма ничем не располагает, кроме остовов теплиц-времянок, земля - не ее, и вообще, предприятие - ООО. С владелицы земли? Но она свою латифундию химией не загаживала. Кто будет рекультивировать участок? Может, те же гастарбайтеры, когда летом вновь приедут на Урал на заработки. Но что-то не верится.
Илья Бондарев, бывший министр АПК и продовольствия Свердловской области:
- Как говорил Карл Маркс, при 100 процентах прибыли капитализм попирает все человеческие законы. Обороты этого, с позволения сказать, "бизнеса" исчисляются миллиардами рублей. К сожалению, у областных властей нет полномочий для решения больного вопроса, в данном случае должны целенаправленно работать контрольные органы. Нужно ограничивать квоту на иностранную рабочую силу в сфере сельского хозяйства, решать вопросы с незаконным использованием водных и лесных ресурсов, проводить проверки текущей деятельности. Требуется проявление политической воли в данном вопросе. В прошлом были достигнуты определенные успехи в этом направлении, но останавливаться нельзя. И, конечно, необходимо ужесточать законодательство, чтобы думали, нужно ли так поступать со здоровьем наших людей и нашей землей.
Кстати
На Среднем Урале насчитывается по меньшей мере 18 тепличных хозяйств, использующих труд мигрантов и нарушающих законодательство. Данные о том, какую площадь они обрабатывают, мы не нашли, а Россельхознадзор их не предоставил. Но, согласно выписке из Росреестра, только предприятие под Режом арендует 221,4 гектара земли.