Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Тяжело ли "легким" Ростова?

Тяжело ли "легким" Ростова?

27/10/2007 16:32 / 👁 581 / Поделиться:
Озеленение города-миллионера - задача не из простых. Наш город находится в степной зоне, в ветровом коридоре, который постоянно продувается с востока на запад. Лесополосы, как и насаждения в черте Ростова, могли бы частично сдерживать пыль, которую несет со степей, и оздоравливать воздушный бассейн города. Однако их состояние неудовлетворительное. По мнению экологов, с помощью нового Генерального плана решить проблему озеленения центральной части города сейчас практически не удастся, так как новых объектов озеленения в центральной части города не предусмотрено ни одного.
Но обо всем по порядку.
Озеленение города-миллионера - задача не из простых. Наш город находится в степной зоне, в ветровом коридоре, который постоянно продувается с востока на запад. Лесополосы, как и насаждения в черте Ростова, могли бы частично сдерживать пыль, которую несет со степей, и оздоравливать воздушный бассейн города. Однако их состояние неудовлетворительное. По мнению экологов, с помощью нового Генерального плана решить проблему озеленения центральной части города сейчас практически не удастся, так как новых объектов озеленения в центральной части города не предусмотрено ни одного. Но обо всем по порядку.

В переплетениях "зеленых" реалий и нормативов мы пытались разобраться.

"Легкие" города
В Ростове-на-Дону около 11856га озелененных территорий, из них 8008 га - внегородские насаждения на незастроенных землях. Мощными фильтраторами городского воздуха являются наши рощи. Они сосредоточены на северо-востоке города. Парк Горького, Зеленый остров, садоводческие товарищества, лесничество, посадки на территории пляжа (правда, после паводков часть деревьев погибла и не везде они восстановлены) можно назвать "легкими города". К ним же можно отнести и Ботанический сад РГУ.
А центральная часть города в этом плане - "голая". Действительно, на первый взгляд, в центре расположено большинство парков. Но парками считаются озелененные территории площадью не меньше 10га. Парк 1го мая (6,5 га), Парк им.Горького (9,2 га), по сути, должны приравниваться к скверам.
Территория Ростова-на-Дону озеленена, но недостаточно, и главное - неравномерно. Если соотнести реальную ситуацию с нормативными показателями, демографической нагрузкой на городскую территорию и степенью износа зеленых насаждений, их состояние можно оценить как неудовлетворительное. В соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 нормативное количество зеленых насаждений общего пользования должно быть 16 кв.м. на человека. На сегодняшний день площадь зеленых насаждений общего пользования на одного ростовчанина с учетом насаждений Зеленого острова, левого берега реки Дон составляет 14 кв. м. на человека. Кажется, не такая уж плохая ситуация, но что будет, если рассчитать эти данные для каждого района? Количество "зеленых" квадратных метров в центральной части города (Кировский, Ленинский, Пролетарский районы без учета "легких" города) выйдет 5-6 кв.м.на человека. А вот по нормам Всемирной Организации Здоровья на одного горожанина должно быть 50 кв.м.

Кто испортил воздух?
Нужно сказать, что проблема заключается не только в недостатке зелени, но и в процессах урбанизации. С каждым годом растущий город все больше нуждается в новых бизнес-центрах и спальных районах, расширении сети маршрутов общественного транспорта.
В 1918г. промышленные зоны занимали менее 10% территории города, и в начале 90-х их доля возросла до 35%, в том числе, за счет снижения площади зеленых насаждений. В настоящее время из 3440 га лесов Ростова-на-Дону 226,7 га уже застроены различными объектами, и этот процесс продолжается.
Сейчас разработана методика расчета ущерба за снос, пересадку или повреждение зеленых насаждений на территории города. И размер ущерба за одно дерево заметно увеличился. Если раньше ущерб за снос тополя 30 см диаметром составлял около 1000 рублей, то теперь это 10-12 тысяч рублей, в зависимости от района города. Также был введен специальный коэффициент, который позволяет увеличить оценку ущерба - "социально-экологическая значимость с учетом уровня озелененности территорий". Если это Ворошиловский, Октябрьский район (окраина), то этот коэффициент минимальный-1, а если это Кировский, Ленинский районы, коэффициент будет 2,5.
И конечно, имеет значение, какое это было дерево, лиственное или хвойное. Более ценные в экологическом отношении деревья имеют больший коэффициент. Самыми ценными считаются хвойные.
Наказание за несанкционированный снос зеленых насаждений ужесточилось - возмещение ущерба в десятикратном размере. То есть тот же тополь обойдется нарушителю в 120 тысяч рублей. Составляется протокол за административное нарушение, производится оплата административного штрафа и ущерба.
Посадить новое дерево в центральных районах (с учетом тесного коридора инженерных сетей) возможности практически нет, поэтому ценность для города представляет любое дерево. Принятые меры должны способствовать тому, чтобы застройщики работали в правовом поле, искали свободные территории, а не просто рубили деревья в центре города. А если уже на это город и идет, то средства должны позволить реконструировать объекты озеленения, строить новые объекты, такие, как парк "Дружба" в Ворошиловском районе. Ужесточение меры наказания за снос зеленых насаждений позволило собрать дополнительные средства в казну - на 1 января 2007 года 13 372 000р. Однако вырубленных взрослых деревьев это не вернет. Вырастить дерево в современных городских условиях - очень трудоемкий процесс.

Нужно сказать, что ведущий фактор экологической ситуации в Ростове-на-Дону, которая характерна и для других городов-миллионников, загрязнение воздушного бассейна города. Ежегодно, по данным статистических отчетов, в атмосферный воздух города выбрасывается около 160 000 т. загрязняющих веществ. Самый большой загрязнитель атмосферного воздуха в области - Новочеркасская ГРЭС. При восточном и северо-восточном направлении ветра страдает воздушный бассейн не только Ростова, но и всех близлежащих городов. Что касается выбросов в Ростове-на-Дону, как ни странно, всего 6% - результат деятельности промышленных предприятий (АО"Ростсельмаш", АО"Эмпилс") и предприятий теплоэнергетики (МУП "Теплокоммунэнерго", ТЭЦ-2, котельных). 94% загрязняющих веществ попадают в окружающую среду от автотранспорта.
Еще одной причиной неблагоприятной экологической ситуации в Ростове-на-Дону является архитектурная планировка. Даже не столько сами дома, сколько узкие улицы создают загруженность центра и загазованность воздуха. Двести лет назад никто и предположить не мог, что в XXI веке будут такие транспортные потоки. Ширина улиц задавалась под гужевой транспорт, в крайнем случае, под трамвай. И теперь из-за интенсификации движения практически невозможно расширить улицы, вплотную идет застройка новых зданий. В результате все самые грязные улицы - и по шумовому загрязнению, и по содержанию токсичных веществ - находятся в центре: Красноармейская, Буденовский, Ворошиловский, Садовая, Московская. Поэтому решение транспортной проблемы это тоже своеобразное оздоровление воздушного бассейна. В Генплане это предусмотрено тремя путями:
-вывод транзитного и грузового транспорта из центральной части города за счет строительства объездных дорог, развязок, мостовых переходов.
-реконструкция существующих в городе магистралей, расширение, улучшение дорожного покрытия.
-оптимизация дорожного движения с целью избежания создания пробок и скопления транспорта на перекрестках - возвращение к электротранспорту, развитие трамвайной и троллейбусной сети, создание канатной дороги.
Объем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в 2003 году составлял 158 т. в год, и, согласно Генплану, к 2025году этот показатель должен снизиться до 27,4.

Что возможно изменить сейчас?
Решениями Генерального плана зеленые насаждения общего пользования увеличатся на 2358.8га, что составит вместе с сохраняемыми (580,0га) существующими зелеными насаждениями 3860.7га или 36,0 кв.м на человека.
В общем, в Генплане большое внимание уделено вопросам озеленения. Предусматривается создание непрерывной системы зеленых насаждений. С особым акцентом на водоохранные зоны рек (зеленые коридоры Дона, Мертвого Донца, Темерника). Кроме того, предусматривается сохранение зеленых насаждений на Зеленом острове, на левом берегу реки Дон; выделение территорий для создания лесопарков, в том числе в русле реки Темерник, в районе памятника погибшим летчикам, восстановление Кизитириновского лесопарка, создание сети лесопарков. Предусматривается выделение дополнительных территорий для восстановления насаждений, в том числе, городских лесов (около 400 га на левом берегу в районе Цыганского озера). В городе практически отсутствует пригородная организованная зеленая зона для массового семейного отдыха. Поэтому Решениями Генерального плана общая площадь детских и семейных парков в городе составит 84,2га (94,2га вместе с детским сектором в парке им.Островского).
Городской и областной Комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов также внесли свои предложения. В частности, по мнению специалистов комитетов, необходимо пересмотреть вопрос переработки промышленных отходов, складирования и утилизации осадка; четко определить площади земельных участков, на которых проводится компенсационное озеленение; предусмотреть мероприятия по организации экологического мониторинга в города; ввести ограничения развития портовых сооружений и терминальных стенок в прибрежной и водоохраной зоне реки Дон и на пойменных территориях.
Проектировщикам даны замечания и предложено доработать эту часть генплана с учетом предложения создать дополнительные объекты озеленения в центральной части города. Кроме того, экологи предложили делать упор на вертикальное озеленение на центральных улицах города, потому что именно эти улицы являются насыщенные транспортными магистралями, где особенно неблагоприятно выброс автотранспорта влияет на состояние здоровья населения. Вертикальное же озеленение в этой ситуации, действительно, выход. Администрация г.Ростова-на-Дону каждый год вкладывает немалые деньги в озеленение города. В 2006 году было посажено рекордное количество деревьев - 10,5 тысяч штук. В планах - реконструкция ул.Б.Садовая со всеми прилегающими мемориалами - "Мать и дитя", "Крепостная стена" - и Буденовского сквера, сквера им. Ломоносова, сквера гимназии N5. А также сквера Пионерского слета (возле гостиницы "Ростов").
В связи с реконструкцией автомобильной дороги по проспекту Шолохова и оформлением новочеркасского выезда, изменилась конфигурация въезда в город - этот проект разработан в прошлом году, предположительно, к июню будет введен в эксплуатацию. На улице Таганрогской и улице Мадояна тоже появятся новые зеленые насаждения. Набережную реки Дон тоже ждут изменения: от Речного вокзала до Хладокомбината, от пер.Университетского до пр.Кировского и от пр.Буденовского до пер.Соборного (территория бывшего выставочного зала) будет бульвар - с обустроенными цветниками, дорожно-тропиночной сетью, освещением.
Планируется разработка проектов для пл. Энергетиков, сквера автовокзала, пл.Октябрьской и частично для сквера Фрунзе. Если к сентябрю проекты будут готовы, в этом году их частично удастся реализовать. Но создание новых объектов очень сильно напрямую зависит от Генплана города, должны быть зарезервированы новые территории для озеленения.

Ситуация в питомниках
Вырастить дерево в современных условиях городских крайне сложно. Это очень трудоемкий процесс. К тому же современные условия кроме как экстремальными не назовешь. Пару десятков лет назад город с энтузиазмом озеленяло население, а сейчас посадочный материал дорогой, администрации приходится проводить целые кампании в прессе, чтобы горожане участвовали в субботниках.
К сожалению, один из крупнейших питомников, Александровский (был заложен в Азовском районе еще в 1884 г.) уже не сможет поставлять саженцы для озеленения Ростова-на-Дону. Если Ботанический сад РГУ занимается, в основном, научными работами, интродукцией видов, то Александровский питомник был мощнейшим предприятием по поставке в Ростов адаптированных видов, своего рода "плантация". Сейчас там строится развлекательный мегацентр, 50% рощи уже вырублено.
Город нуждается в адаптированных саженцах, поэтому проектом Генерального плана в первую очередь резервируется территория для городского питомника на участке севернее Северного кладбища - 14,0, северо-восточнее Ростовского моря - 20 га и расширение Ботанического сада на 35,0 га. Общая площадь питомников на расчетный срок составляет 252,5 га: в городской черте 152,5га, за городом - 100,0 га. Остальную нормативную потребность необходимо изыскивать за городской чертой на базе лесных питомников.

Живые фильтры
Бороться с загрязнением атмосферного воздуха можно различными способами.
В отличие от сложных процессов создания пылеочистных систем, высадка деревьев - наиболее экономичный способ оздоровления воздуха. Часто ставится вопрос, зачем в городе сажают в таком количестве тополя? Тополь - мощный очиститель, это очень благодатная культура: он быстро растет и потому скоро достигает декоративного состояния, легко получить новые сеянцы. Но какие здесь есть трудности? Не очень легко выбрать мужские растения среди сеянцев. И потому каждый год так пушит. Но сам тополиный пух не вызывает аллергии, он только механически раздражает дыхательные пути, а в этот период цветут многие растения, пыльца которых и является аллергенами. Правда, тополя хрупкие, и достигая определенного возраста, они уже представляют собой некоторую опасность. Тополь быстро достигает эффективного состояния для очистки воздуха, но так же быстро его и теряет.
Конечно, в городе необходимо высаживать пылезадерживающие - широколиственные. Это дуб, липа, вяз, кустарники типа сирени. Сирень, наверно, даже самое эффективное из этих растений: и растет быстро, и есть широкая листовая пластина, на которой пыль оседает, потом смывается и уходит в землю.
Нужно использовать шире хвойные, чтобы зимой, когда нет цветов и почти нет зелени, город получал новый кислород. Но дело в том, что хвойные здесь, в городе с загрязненной атмосферой, плохо себя чувствуют, они слабогазоустойчивые. Самое подходящее растение - это сосна, но она чувствительна к загазованному воздуху. Из-за этого быстро утрачивается декоративность, и засыхают иголки, целые ветки, верхушки деревьев.
Быстро бы росли туи, но они требуют ухода. Им нужна более высокая влажность. Особенно, западной туе, она вообще вряд ли станет расти в таких условиях. Такому растению нужно обеспечивать регулярный полив, а тут уже сказывается экономическая целесообразность.
Голубые ели могли бы стать идеальным вариантом. Ель, с одной стороны, благодаря восковому налету, устойчива к газам, с другой стороны, из-за этого же воскового налета, как это ни парадоксально, она устойчива к засухе. Главное, этим деревьям нужна правильная, неплотная посадка.
Акация по экологическим требованиям наиболее приспособлена к нашим условиям, может легко переносить перепады температур, высоко декоративна и не только в период цветения.

Новая ответственность по новому закону
Правила содержания зеленых насаждений не переиздавались более 10 лет. Нормативно-правовая база в области озеленения была изменена только в 2006 году. Одним из основных документов, кардинально изменившим ситуацию, стало Решение Думы N123 от 25 апреля 2006 года "Об утверждении Правил создания, содержания, охраны зеленых насаждений на территории Ростова-на-Дону".
Теперь согласование на производство работ и разрешение на вырубку зеленых насаждений не будет получено до тех пор, пока не будут посажены новые зеленые насаждения или же внесена плата за вырубку в размере компенсационной стоимости.
При организации стройплощадки, по новым правилам, застройщик обязан принять меры по сбережению и минимальному повреждению всех растений, отмеченных в проекте как сохраняемые, а при наличии на территории хорошего травостоя - не только нарезать и складировать дернину, но и принять меры по ее сохранению для последующего устройства новых газонов. Также строительные организации обязаны снять и сохранить плодородный слой почвы для использования его в зеленом строительстве и восстановить сразу по окончании строительства прилегающие земельные участки и зеленые насаждения, нарушенные при производстве строительных работ.
При проведении работ застройщики обязаны ограждать деревья, находящиеся на территории строительства, сплошными щитами двухметровой высоты, расположив их треугольником на расстоянии не менее полуметра от ствола дерева, и устроив вокруг последнего деревянный с таким же точно радиусом. Кроме того, запрещено складировать строительные материалы и устраивать стоянки техники и автомобилей на газонах, и на расстоянии ближе двух с половиной метров от деревьев и полутора метров от кустарников и устраивать подъездные пути и места для установки подъемных кранов на территории насаждений, нарушая установленные ограждения деревьев.
Правила определяют не только порядок содержания, но и капитального ремонта зеленых насаждений. А это восстановление и ремонт садовых дорожек, установка ограждений, устройство, восстановление и ремонт оград, перекладка и установка нового бордюрного камня, ремонт тротуаров, установка и ремонт детских и спортивных площадок.

Кроме того, правила становятся основой для создания правовой базы привлечения инвестиций. Рассматривать городской бюджет как единственный источник средств для нужд озеленения сегодня уже нельзя. Новый документ вводит ответственность за создание, содержание, сохранность зеленых насаждений со стороны конкретных собственников; определяет озеленение как объект потребления, эксплуатации, за пользование которым необходимо производить оплату наравне с такими общепризнанными ресурсами как вода, тепло, электроэнергия.

Мнения экспертов:
Гончаров Юрий Федорович, к.м.н., доц. кафедры общей биологии и генетики РостГМУ:
Деревья начинают болеть в городе, и если мы не встанем на их защиту, они будут гибнуть. В Америке во многих крупных городах уже ставят искусственные деревья, создающие просто декорацию экологического благополучия. Растения не выносят этого экологического пресса. Вот что такое агрессивная среда. Вы пройдитесь по аллеям. Ведь как говорят, "у нас в Ростове всего одна аллея - и та, липовая". Она, действительно, из лип, и они все больные, посмотрите, какие у них изъяны.
Число автомобилей в городе растет из года в год, растет загазованность. Испорченный воздух города содержит высокие концентрации канцерогенов, в том числе, бензпирена (продукт неполного сгорания топлива, вызывает рак легких) и тетраэтилсвинца, который добавляется в бензин, чтобы повысить октановое число. В результате свинец обнаруживается в женском молоке в количествах, пропорциональных числу автомобилей в городе. Свинец оказывает губительное влияние на нервную и сердечно-сосудистую системы. Какое может вырасти поколение при таком вскармливании?
Решать проблему нужно комплексно. И начинать с экологической культуры населения.

Мартынова Мария Ивановна, к.г.н., доцент кафедры физической географии, экологии и охраны природы РГУ, ученый секретарь Ростовского Регионального Отделения Русского географического общества:
Важен породный состав и возраст насаждений. Очень хорошо, как и в демографической ситуации, когда много молодых деревьев, а основная часть - это зрелые деревья, которые и являются легкими города. Сейчас в Ростове наблюдается перекос в этом отношении - всего 6% запасов древесины составляет молодняк. То есть в будущем у нас ожидаются серьезные проблемы. В то же время спелых, перестойных, подверженных болезням деревьев (только вслушайтесь в эту цифру) - около 70%.
Возле каждого крупного города должна быть линейная или концентрическая система зеленых насаждений, в результате чего воздух, который фильтруется через них, приходит к населению уже насыщенным кислородом и фитонцидами. В Ростове-на-Дону - островная форма зеленых насаждений, прерывистая, в идеале, в ней должно быть меньше "окон".
В пределах города существует множество ландшафтов: промышленные, селитебные (жилые кварталы), дорожная сеть, водные, лесные… Когда эти земли равномерно и рационально размещены по отношению к розе ветров, особенностям рельефа города, когда преобладание лесных и водных ландшафтов очевидно, ландшафт считается более оптимальным, то есть способным исполнять свои экологические и экономические функции. К сожалению, Ростов пока далек от таких показателей.

Пелипенко Ольга Федоровна, к.б.н., доцент, зам.зав.кафедрой экологии РГУ:
Больное место в озеленении Ростова-на-Дону - это посадочный материал. Во-первых, он дорог. Во-вторых, он часто поступает из питомников, расположенных на территориях с другими климатическими условиями. Например, с предгорий северного Кавказа. Климат там более теплый, влажный, с мягкой зимой, эти изнеженные саженцы, естественно, не приживаются. Посадочный материал надо в большем количестве выращивать в Ростовской области. Нужно более тщательно ухаживать за саженцами.
Уход за старыми деревьями в черте города ведется, но это часто приносит вред. Например, придорожные насаждения требуют постоянной обрезки, чтобы не повредить коммуникации (линии электропередач и провода для троллейбусов). Растения опиливают просто варварски! Старые деревья в очень плохом состоянии в силу своего возраста, потому что обрезка проводится не всегда грамотно. И опиленные ветви диаметром сорок сантиметров это огромная рана, такие не зарастают. А через эти раны возможно внедрение паразитов, грибов и других возбудителей болезней.
Для нашего города было бы рациональнее отказаться от дорогостоящего материала, который нам привозят даже из-за рубежа, а пользоваться своим и обеспечить за разницу в ценах уход за деревьями.

Родионова Татьяна Алексеевна, председатель комитета по охране окружающей среды и экологическому контролю г.Ростова-на-Дону:
Сейчас закончена разработка целевой экологической программы "Оздоровление воздушного бассейна Ростова-на-Дону". Эта программа финансировалась из средств местного бюджета. Реализация этой программы согласно выполненным расчетам позволит к 2010 году значительно улучшить состояние воздушного бассейна города.
Для этого научными работниками РГСУ создана экологическая карта Ростова-на-Дону по загрязнению воздуха, которая основана на последних данных, в нескольких вариантах (суммарное загрязнение и по отдельным веществам).
Это не просто распечатка, это специальная программа (экологическая карта в большом масштабе), которая позволяет оценивать ситуацию на каждом конкретном участке, настоящий рабочий инструмент. То есть при решении вопроса строительства, допустим, создании нового микрорайона, квартала можно посмотреть, какая там ситуация с загрязнением атмосферного воздуха. И уже решать вопрос, строить или нет, какие мероприятия нужно провести, чтобы люди жили в более-менее благоприятной ситуации.

Тяглов Сергей Гаврилович, д.э.н., профессор, зав.кафедрой региональной экономики и природопользования РИНХ:
Конечно, необходимо прогнозирование потребности в зеленых насаждениях для различных районов и использование стимулирующих мер. Таких, как привлечение частных инвестиций за счет субсидирования процентной ставки по кредиту, проведения конкурса среди подрядчиков по размещению муниципального заказа на выполнение озеленительных работ.
Стимулирование озеленения тесно связано с разработкой целевых программ. Мне кажется, необходимо компенсационное озеленение, учет наличия, качества и категории зеленых насаждений при расчете арендной платы (продажи) для земельных участков, возмещение нанесенного ущерба зеленым насаждениям в виде штрафов за несанкционированные вырубки и нанесение иного вреда. На мой взгляд, нужно совершенствовать имеющуюся инфраструктуру территориальных природоохранных органов и привлекать общественность к активному участию в эколого-экономической
политике города через СМИ.

Прилипа Татьяна Витальевна, начальник отдела благоустройства города МУ "Департамент ЖКХ и энергетики":
Новыми документами в области контроля состояния озелененных территорий обоснована необходимость проведения инвентаризации зеленых насаждений и ее порядок. Паспортизация зеленых объектов позволит:
-определить четки границы объектов озеленения, провести межевание объектов
-иметь на каждый объект паспорт, где будет четко отражен породный и возрастной состав, состояние насаждений, их балансовая стоимость. Эта работа займет два-три года.
Паспортизация зеленых объектов даст возможность проводить мониторинг состояния зеленого фонда города и прогнозировать потребность средств на содержание объектов и их развитие. Официально Департамент имущественных отношений передал все зеленые насаждения на баланс ДМИБ (Дирекции муниципального имущественного благоустройства), которые есть в каждом районе города. Все движется к тому, чтобы обременение бюджета переложить с плеч муниципалитета на плечи собственников территорий.



Журналист из Ростова-на-Дону
Каныгина Катерина

Последние новости

Популярные новости