Ранее сообщалось, что комитеты Госдумы по экологии и охране окружающей среды и по аграрным вопросам обратились к главам Минсельхоза Александру Ткачеву, Минприроды Сергею Донскому и президенту Российской академии наук Александру Сергееву с предложением рассмотреть возможность подготовки федеральной целевой программы по борьбе с борщевиком, поскольку он стал настоящим бедствием для ряда регионов Центральной России, Урала и юга страны.
Площадь его распространения ежегодно увеличивается на 10%, только на европейской части России им занято более миллиона га.
Как показали многолетние исследования биологов в Республике Коми, один из наиболее эффективных методов борьбы с борщевиком - гербициды, рассказал ТАСС замдиректора Института биологии Коми НЦ УрО РАН, кандидат биологических наук Иван Чадин.
При этом выкашивание борщевика не является мерой борьбы с ним, что доказали эксперименты биологов Коми - после многократного выкашивания растение прекрасно зимовало и весной возобновляло рост.
"Нельзя много-много раз скашивать и получить эффект. Можно применять гербициды, разрешенные на территории РФ. И этот метод, пожалуй, будет самым эффективным и по стоимости, и по результату", - отметил Чадин.
По его данным, точных цифр по площадям, занятым борщевиком, в Коми нет, но приблизительно они сопоставимы с площадью всех сельхозугодий в регионе.
Ленинградская область первой в России начала бороться с борщевиком еще когда он официально считался кормовым сельскохозяйственным растением, и там тоже применяют гербициды, рассказали ТАСС в областном комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу.
"Ленинградская область - единственный регион России, который принял комплексную программу борьбы с борщевиком Сосновского еще в 2011 году. Поскольку до нас этим никто не занимался, мы разработали специальную методику. Ученые придумали способ. Нужно пять лет обрабатывать гербицидами одно и то же место. Это самый действенный способ, и у нас есть прекрасный результат", - рассказали в пресс-службе.
Альтернативные способы борьбы с борщевиком, например, попытки выкашивать заросли или вытеснить сорняк другими растениями - картофелем или топинамбуром, предпринимались отдельными хозяйствами, но, в отличие от химической обработки, не дали существенного результата.
Для борьбы с борщевиком поля в Ленобласти обрабатывают дважды в год - в начале и в конце лета. Через пять лет борщевик на этом месте перестает распространяться, и итоговой мерой борьбы с сорняком становится высадка на этом месте культурных растений. По словам специалистов, новые посадки пригодны к употреблению, в том числе в качестве кормов, поскольку воздействие гербицида на почву прекращается через две недели.
По мнению биологов Коми, отдельные небольшие участки можно избавить от борщевика с помощью укрывного материала, это актуально для территорий школ и детских садов.
"Мы у себя в детском саду (в Сыктывкаре) так и боролись, использовали черную пленку и биополотно. Им накрывается растение, сверху присыпается чистой землей и там растет газон. Это дорого в пересчете на квадратные метры, но проще, чем связываться с гербицидами - не так опасно, а эффект тоже хороший. В масштабах города единственный метод - это гербициды", - пояснил замдиректора Института биологии Коми НЦ.
По его мнению, главное условие для борьбы с борщевиком - наличие ресурсов.
"Все поддается расчетам и зависит от объема имеющихся ресурсов - людей, техники, средств. На территории небольших населенных пунктов можно избавиться от борщевика за два-три года. Мы прикидывали по одному из сел в республике, за 500 тыс. рублей его можно освободить от зарослей полностью и применить меры, чтобы растение не проникало с дорог и старых полей, но 500 тыс. рублей - это слишком дорого для сельской администрации, они готовы по 50 тыс. в год выделять и, возможно, за 10 лет справятся", - отметил Чадин.
В регионах Сибири, где борщевик еще не столь распространен, как в европейской части России, его эффективно выкапывать, рассказал ТАСС профессор института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства Томского государственного университета (ТГУ), доктор биологических наук Александр Эбель.
По его мнению, такой метод будет эффективен в Томске или в Новосибирске. Но на Алтае, где борщевик сейчас активно распространяется, помогут уже только гербициды или многократное выкашивание. Косить надо до тех пор, пока борщевик не начал цвести, и не появились семена, чтобы сорняк не распространялся дальше, рассказал эксперт.
В то же время борщевик может принести пользу, считают биологи из Коми и Ленинградской области.
"Борщевик вреден в населенных пунктах, в местах отдыха из-за угрозы получить ожоги, в других случаях назвать его вредным проблематично. Заброшенные поля, которые заросли борщевиком, с нашей точки зрения, находятся в законсервированном режиме. Он не пускает на поля кустарники и другую древесную растительность, избавиться от которой будет сложнее, нежели от борщевика. Когда земли будут возвращены в оборот, то освободить их от борщевика обойдется дешевле", - отметил биолог Чадин.
Поэтому цифры о площадях, занятых борщевиком, не должны пугать, и не надо их учитывать напрямую в расходах на борьбу с борщевиком, полагает замдиректора Института биологии. Прежде всего, отметил биолог, должны интересовать территории населенных пунктов. И нужно определить методику, чтобы не допустить проникновение борщевика на территорию снова или уничтожать на ранних стадиях развития.
"Это прекрасное кормовое растение, которое обеспечивает прекрасные надои. То, что он не пригоден в качестве корма, - это досужие домыслы", - отметили в комитете по агропромышленному комплексу Ленинградской области.
Проблема, по словам аграриев, только в том, что он неудобный в обращении - от него можно получить ожоги при сборе, но и это решаемо.
"Как косить борщевик, чтобы не обжечься, люди это знают - есть специальные комбайны", - отметил в беседе с корреспондентом ТАСС заместитель председателя комиссии по агропромышленному комплексу, предпринимательству и экологии Общественной палаты Ленобласти Юрий Шевчук.
Из борщевика можно сделать не только корм, но и топливо.
"Борщевик - это великое благо, это практически дармовой возобновляемый источник экологически чистой энергии, - отметил Шевчук. - Это замечательная культура в плане урожайности и в плане сахаристости. Сахар из него, конечно, делать не надо, зато можно сделать биоэтанол, то есть моторное топливо для дизель-генераторов, для переоборудованных бензиновых двигателей и так далее".
Шевчук добавил, что оформлено уже не менее десятка патентов по производству биоэтанола из борщевика, и есть предприниматели, готовые этим заняться.
"В Эстонии уже стали это делать. Теперь дело за нами", - сказал он. Шевчук также отметил, что на биоэтаноле работают более 80% моторов в Бразилии. Там его делают из сахарного тростника, а борщевик по сахаристости и урожайности выше, чем сахарный тростник.
"Если мы будем переводить борщевик в биотопливо, то, во- первых, этого хватит, чтобы отказаться от закупок ископаемого топлива, то есть газа, для производственных нужд на муниципальном уровне. Во-вторых, это будет постоянно возобновляемое топливо. Борщевик не многолетнее растение, но он сам себя возобновляет достаточно успешно. Если мы будем собирать борщевик уже после того, как семена созреют, а так и надо делать, чтобы он набрал спелости, и там было больше сахара, то мы таким образом получим постоянно возобновляемый источник ресурсов", - резюмировал Шевчук.