Опубликовано 25/10/2017, в 17 ч. 05 мин., 575 просмотров

Палеонтологи обнаружили в Альпах останки рыбы, жившей 240 млн лет назад

© AP Photo/Jens Meyer

Находка позволила открыть новый вид отряда целакантообразных рыб, который до сих пор не был известен ученым

Окаменелые останки древней рыбы, жившей 240 млн назад, обнаружили швейцарские палеонтологи. Находка была сделана в Альпах близ города Давоса на высоте 2740 метров: речь идет о дальней родственнице ныне обитающих на юго-западе Индийского океана и у берегов Индонезии латимерий, которых называют "живыми ископаемыми". Специалистам сопутствовала двойная удача: во-первых, ископаемый материал хорошо сохранился, и, во-вторых, открыт новый вид отряда целакантообразных рыб, который до сих пор не был известен ученым.

Как отмечает на своем сайте женевский Музей естественной истории, участвующий в программе исследований вместе с университетами Цюриха и Базеля, находка "предоставила ценную информацию об эволюции этой группы рыб" и одновременно вызвала у экспертов вопросы о "механизмах эволюции позвоночных в целом". Подчеркивается, что это - "одно из крупнейших палеонтологических открытий в Швейцарии за последние годы".

Останки целаканта обнаружил в горах на востоке Швейцарии палеонтолог-любитель Кристан Обрист, который на протяжении двух десятилетий проводит раскопки в Альпах вместе с сотрудниками Цюрихского университета. Находка была затем тщательно изучена методом томоденситометрии с использованием новейших технологий. У экспертов в итоге не возникло сомнений: это новый вид целакантообразных, причем имеющий существенные отличия от собратьев. Ему дали название Foreia maxkuhni (лат.).

У "альпийской рыбы" необычная форма головы - в виде купола, тело у нее короткое, а рот очень маленький. Эти анатомические особенности дали ученым основания для предположений, что она обитала не на глубине, как ее сородичи, а рядом с побережьем. Эксперты полагают также, что небольшие генетические мутации привели к серьезным изменениям в анатомии особей этого вида. Произошел "скачок в эволюции", позволивший им заполнить экологическую нишу.

Как отмечает Музей естественной истории, открытие нового вида целакантов, который специалисты охарактеризовали как "необычный", дало возможность не только обогатить научные знания об отряде целакантообразных, но также указало "новые пути и сценарии для изучения процесса эволюции", включая появление первых позвоночных на суше.