Опубликовано 25/10/2017, в 09 ч. 52 мин., 431 просмотров

Бактерии рта могут серьёзно навредить кишечнику

Найден ещё один виновник, способствующий развитию у человека заболеваний кишечника. Фото Global Look Press.

Бактерии, которые обычно обитают во рту человека, могут способствовать развитию заболеваний ЖКТ — воспалительного заболевания кишечника, язвенного колита и болезни Крона, например.

Специалисты из Университета Кэйо (Япония) обнаружили, что при определённых обстоятельствах штаммы бактерий ротовой полости, попав и освоившись в кишечнике, вызывают там хроническое воспаление.

Ранее учёные предположили, что бактерии ротовой полости обычно не присутствуют в кишечнике здорового человека, поскольку они не могут конкурировать с местными бактериями. Однако позднее в кишечниках людей с определёнными заболеваниями, включая рак толстой кишки, было обнаружено более высокое содержание ротовых бактерий.

Теперь же, желая изучить связь между микроорганизмами, обитающими в ротовой полости, и кишечными заболеваниями, учёные взяли образцы слюны у пациентов с болезнью Крона и воспалительным заболеванием кишечника. После они трансплантировали отобранные бактерии в организм мышей. Грызуны при этом не имели своих собственных кишечных бактерий.

Исследователи нашли в слюне добровольцев штамм бактерий Klebsiella pneumoniae. Переселение их в кишечники "стерильных" мышей, привело к активации особого типа иммунных клеток – Т-хеллперов. Эти клетки, в свою очередь, способны вызывать воспалительную реакцию.

Также специалисты ввели штамм K. pneumoniae в организм других мышей со здоровым или сбалансированным уровнем содержания кишечных бактерий. Оказалось, что в этих условиях бактерии не смогли обосноваться в кишечнике. K. pneumoniae смогли "колонизировать" кишечник только в том, случае, если грызуны получали определённые антибиотики.

Более того, когда исследователи пересадили K. pneumoniae мышам, которые были генетически склонны к развитию колита (воспалению толстой кишки), они обнаружили, что вид K. pneumoniae выживал в кишечнике животных и вызывал сильное воспаление.

Также учёные проанализировали информацию из базы данных о человеческой "фекальной микробиоте", включающую данные о бактериях, найденных в кале человека. Выяснилось, что люди с болезнью Крона и воспалительным заболеванием кишечника имеют большее количество видов микроорганизмов рода Klebsiella в своём кале по сравнению со здоровыми людьми.

Исследователи полагают, что у заболевших людей воспаление в кишечнике может создавать более "гостеприимные" условия для бактерий ротовой полости. А как только такие ротовые бактерии (те же Klebsiella) заселяют кишечник, они начинают способствовать закреплению хронического воспаления.

Учёные называют свои выводы предварительными и настаивают, что нужны дополнительные исследования на людях. Тем не менее открытие показывает, что более тщательное изучение бактерий из рта, в частности рода Klebsiella, может помочь учёным разработать новый метод лечения воспалительного заболевания кишечника и многих других заболеваний. Один из способов – выявить "хорошие бактерии", способные воспрепятствовать процветанию Klebsiella в кишечнике, заключают учёные.

Результаты исследования представлены в научном издании Science.