«Скорпионы вырабатывают три разных подтипа токсинов, эффективных только против млекопитающих, только против насекомых, и против тех и других, – говорит австралийский биолог Джейми Сеймур (Jamie Seymour). – Вопрос в том, насколько неизменен "рецепт" этого коктейля, или он адаптируется к различным условиям среды и взаимодействиям хищника и жертвы». Ответ на это и дает новая работа Сеймура и его коллег из Университета Джеймса Кука, результаты которой опубликованы журналом Proceedings of the Royal Society B.
В самом деле, яд скорпионов – это богатый коктейль белков, атакующих нервную систему и кровь, нарушающих работу критически важных белков и т. д. Все эти компоненты синтезируются и накапливаются в ядовитых железах; пропорции и количества, в которых они смешиваются, могут меняться. Чтобы использовать эту способность пауков, Сеймур с соавторами поместили скорпионов Hormurus waigiensis в различные условия, в которых они либо постоянно взаимодействовали с кузнечиками (жертвы), либо питались уже мертвыми кузнечиками (контроль), либо регулярно встречались с чучелом мыши (хищник).
Шесть недель спустя ученые забрали у пауков яд и проанализировали его состав. Действительно, в условиях постоянной угрозы нападения в нем обнаружилось больше токсинов, эффективных против млекопитающих, и меньше – действующих на насекомых. Это легко понять: синтез ядовитых пептидов – весьма затратная для организма задача, и чем эффективнее будет их действие, тем лучше.
Стоит заметить, что находка не означает, будто скорпионы способны «настраивать» свой яд «на лету», непосредственно перед защитой или нападением. Однако длительное (в опытах Сеймура – полуторамесячное) воздействие соответствующих условий среды ведет к медленному, но верному изменению состава токсичного коктейля.