Опубликовано 26/09/2017, в 11 ч. 56 мин., 361 просмотров

В Енисее нашли разнообразные радиоактивные частицы

Енисей. (Фото: Alexey Subbotin / Flickr.com.)

Атомная промышленность оставляет в окружающей среде характерные и хорошо узнаваемые следы – разнообразные изотопы, появляющиеся в результате ядерных реакций. Есть такие изотопы и в Енисее – за последние 20 лет в нем нашли более 200 радиоактивных частиц различного происхождения.

Ранее их изучали с помощью гамма- и альфа-спектрометрии, которые позволяют определить изотопный состав и активность частицы, и до сих пор считалось, что в бассейне Енисея есть частицы только двух возрастов. Однако после более точных измерений с использованием методов сканирующей электронной микроскопии, рентгеновского микроанализа и спектрометрии удалось выделить три периода, когда частицы тут появлялись: с 1964 по 1969 гг., 1972–1975 и 1983–1985 годы.

Частицы из Енисея изучали сотрудники Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» (КНЦ СО РАН), Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН (Новосибирск) и Норвежского университета наук о жизни; свои результаты они опубликовали в журнале Scientific Reports

Исследователям удалось вычислить не только время, когда частицы появились в Енисее, но и их происхождение. Так, в некоторых частицах были изотопы кобальта, который приобретает радиоактивность после интенсивного облучения. Кобальт может присутствовать в небольших количествах в нержавеющей стали, что используется для создания ядерных реакторов. При коррозии материала активированный кобальт попадает в водяной контур охлаждения реактора, а оттуда радиоактивные частицы могут вымываться в окружающую среду.

Также в Енисее нашли частицы с радиоактивным европием. Нерадиоактивные изотопы европия используют для контроля работы ядерных реакторов в управляющих или компенсационных стержнях. При облучении появляются радиоактивные изотопы европия с относительно небольшим временем полураспада – около 13 лет.

Из радиоактивных изотопов, которые своим появлением обязаны ядерному топливу, в частицах из Енисея нашли цезий, стронций, плутоний и америций. У их изотопов разные времена полураспада, так что по соотношению короткоживущих и долгоживущих изотопов можно довольно точно определить время образования частиц.

Попав в водоем, радиоактивные частицы могут путешествовать с течениями, могут оседать на дне, а могут попасть в пищеварительную или дыхательную систему какого-нибудь животного – или просто прилипнуть к поверхности тела. Поскольку изотопы в частицах продолжают испускать излучение, они представляют определенную опасность для речных, и не только речных, экосистем. В этом смысле Енисей представляет для экологов особый интерес – в нем можно проследить экологические пути частиц самых разных видов и самого разного происхождения.

Возникает естественный вопрос – а откуда вообще в Енисее появились радиоактивные частицы? Очевидный источник – железногорский Горно-химический комбинат, который стоит прямо на реке, в 60 км от Красноярска. До 1995 года Комбинат производил оружейный плутоний. Хотя все время с момента запуска он работал без крупных аварий, там все же произошло как минимум три экстренных случая, когда начинали плавиться топливные стержни, и реакторы Комбината приходилось останавливать; скорее всего, во время этих инцидентов радиоактивные частицы и попали в реку.

Официальных свидетельств о том, что тогда происходило, нет, однако авторы статьи ссылаются на опубликованные воспоминания бывшего директора Комбината, в которых говорится, что там порой не все шло гладко.

Автор: Кирилл Стасевич

Источник Наука и Жизнь

Отправлено: 27/09/2017, в 08 ч. 21 мин.
wig
Источник частиц река Кан правый приток Енисея. При разгрузке в р. Кан подземных вод с полигона захоронения радиоактивных отходов выносятся разные средне и долгоживущие частицы.

Вся экология: Новости, Архив новостей, Пресс-релизы, Обсуждения новостей, Экспорт новостей, Каталог организациий, Экологические ссылки, Добавить ссылку, Календарь событий, Добавить событие в календарь, Статьи, Книги, Рефераты, Законы и документы, Составы отходов, Экологический словарь, Доска объявлений, Голосования, Реклама на сайте, Рассылка, RSS, Обучение