Начало > Эко новости > Травоядные динозавры оказались любителями ракообразных

Травоядные динозавры оказались любителями ракообразных

25/09/2017 09:26 / 👁 1304 / Поделиться:
Американские палеонтологи выяснили, что крупные травоядные динозавры из отряда птицетазовых, по-видимому, любили закусить довольно крупными ракообразными. Рептилии ели не только кору и листья, но и гниющую древесину, а вместе с ней «прихватывали» и ракообразных. Возможно, они служили для самок динозавров дополнительным источником белка и кальция во время вынашивания яиц. Историческая реставрация гадрозавра (Hadrosaurus mirabilis), 1897 / Charles R. Knight (1874-1953) / Wikimedia Commons Историческая реставрация гадрозавра (Hadrosaurus mirabilis), 1897 / Charles R. Knight (1874-1953) / Wikimedia Commons

Исследование опубликовано в Scienctific Reports.

Птицетазовые — один из двух отрядов динозавров, объединявший в себе травоядных рептилий. В том числе, к ним относят цератопсов (рогатых динозавров), покрытых панцирем анкилозавров, утконосых гадрозавров. Окаменелости игуанодонов и гадрозавров находили еще в XIX веке. Тогда палеонтологи изучили морфологию зубов динозавров и пришли к выводу, что те были травоядными. Более поздние исследования строения черепа и реконструкция пищевого поведения больших птицетазовых подтвердили (12) эти догадки. Позднее ученые анализировали копролиты (окаменелые фекалии), которые периодически находили внутри остатков птицетазовых, и показали, что динозавры, в том числе, питались корой и листьями деревьев. Но также рептилии не брезговали гниющими деревьями, в которой, по-видимому, они находили дополнительные источники питательных веществ — грибы, разлагавшие древесину, и беспозвоночных.

Авторы новой работы исследовали 15 копролитов из отложений, датируемых периодом 76-74 миллиона лет, которые были обнаружены на территории заповедника Гранд-Стэркейс Эскаланте на юге Юты. Здесь были найдены окаменелости многих представителей фауны мелового периода, в том числе, птицетазовых: гадрозавров, цератопсид, анкилозавровых. По размерам и виду копролитов, в которых содержались древесные включения, исследователи пришли к выводу, что их могли оставить крупные гадрозавры или цератопсиды.

При анализе окаменелостей ученые нашли в них древесные включения, а также, в 10 из 15 из них — фрагменты темного, похожего на раковины материала, размером до ~2 х 3 сантиметров. Элементный микроанализ показал в них наличие кальция, магния и фосфора, микрофотография — что они похожи на фрагменты кутикул беспозвоночных. Гистологический анализ древесных включений показал, что, по-видимому, древесину разрушали грибы белой гнили.

На основании полученных результатов исследователи сделали вывод, что большие птицетазовые ели гниющую древесину и «прихватывали» встречавшихся в ней ракообразных, в частности крабов. По мнению авторов статьи, таким образом динозавры восполняли нехватку кальция и белковой пищи. Возможно, они целенаправленно ели древесину, чтобы получить доступ к беспозвоночным, или даже охотились на них. Исследователи предположили, что гадрозавры или цератопсиды могли есть древесину не все время, а сезонно, во время вынашивания яиц. Такая теория хорошо согласуется с поведением современных птиц, некоторые из которых меняют рацион перед откладыванием яиц и начинают есть раковины моллюсков или улиток.