Ясно, что справиться с проблемой можно только одним способом - пуская этот мусор на вторичную переработку. Отладить этот процесс можно только при условии качественной сортировки отходов или создания системы раздельного сбора мусора. Но именно на этом этапе что-то не срабатывает. Почему?
Александр Арсентьев, частный предприниматель, который уже более 10 лет работает на рынке рециклинга, собирая пластик и перерабатывая его в гранулы и другое сырье для производства новой продукции, называет расценки: от 8 до 35 рублей за килограмм, в зависимости от вида пластика. Именно столько он готов платить тому, кто будет поставлять на его предприятие нужный мусор. Но килограмм пластика - это примерно три больших мешка спрессованных бутылок. Вряд ли найдется доброхот, готовый везти такую ношу на указанную площадку за такие деньги. Между тем, в составе бытовых отходов пластик, по оценкам специалистов, составляет у нас в Петербурге порядка 12-15 процентов. Еще примерно столько же - стекло.
Кажется, достаточно наладить отсортировку только этих двух компонентов, и горы мусора, которыми ежедневно пополняются наши свалки, уменьшатся уже на треть. Неслучайно депутат законодательного собрания Ленобласти Владимир Петров недавно обратился в Госдуму с предложением наладить систему сдачи стеклотары. Собирая ее "по финляндскому принципу", - то есть в специальные устройства-фандоматы, которые депутат предлагает установить в каждом магазине - человек сможет получать определенную скидку на товар, приобретаемый здесь.
Но эксперты уже назвали это предложение утопичным.
- Во-первых, сегодняшние стеклянные бутылки значительно отличаются по качеству стекла от прежних: они выполняются в облегченном варианте и не предусмотрены для многократного использования, - говорит Инна Линкевич, руководитель предприятия по сбору стеклобоя. - А во-вторых, залоговая стоимость их такова, что тащить тару перед походом в магазин, чтобы получить за каждый килограмм стекла 2-2,5 рубля, вряд ли кто-то согласится.
И хотя стекло намного тяжелее пластика, существующие сегодня расценки на стеклобой делают его сдачу тоже невыгодной для рядового покупателя.
Новая система сбора отходов, которая вступила в дей-ствие с 1 июля 2017 года, предполагает, что предприятия торговли, которые "производят мусор" (то есть продают напитки в пластиковой и стеклотаре), обязаны отчитываться о ее сборе и сдаче или платить экологический сбор.
- Однако инфраструктура такой сдачи сегодня не отлажена, - подчеркивает Инна Линкевич, - и когда наступает момент отчета перед экологами, торговцы в панике мечутся, пытаясь раздобыть справки о сдаче тары.
Много раз в том или ином районе Петербурга власти вместе с экологами пытались наладить сбор раздельного мусора на придомовых территориях. Устанавливали для этого специальные баки. Однако, как показывает опыт, очень скоро эти затеи проваливались по ряду причин.
Во-первых, далеко не все люди готовы держать дома не одно, а четыре мусорных ведра (для стекла, пластика, бумаги и всего остального). Во-вторых, чтобы экономически оправдать забор этих раздельных фракций, контейнеров должно быть много, и расставлены они должны быть кучно (сотни на один муниципальный округ). Это дело затратное. В "пилотном" же режиме проект себя не оправдывает. В-третьих, многие уже наполненные контейнеры требовали, как выяснилось, дополнительного контроля: то шутники дохлую кошку в "пластик" кинут, то горожане перепутают надписи, то из-за того, что широкий формат картона не проходит в прорезь, его просто оставляют рядом...
А главное, транспорт у компаний, занимающихся перевозкой отходов, такой, что им неудобно возить этот мусор фракциями, удобнее - свалить все в одну машину. Вот и получается, что старательно рассортированное тут же шло под общий пресс, губя всю затею на корню.
Александр Арсентьев признается:
- Мы готовы пускать по маршруту свой пресс-компактер, который бы собирал только пластик. И по договоренности с дворниками мы в некоторых районах так и делаем - приезжаем, например, за своим пластиком раз в месяц, а они нам уже отсортированный, выбранный из мусорных бачков, передают. 10-15 тысяч рублей, что в итоге может получить дворник, - неплохая добавка к его зар-плате. Но этот режим работает не везде.
И к тому же - он незаконен, добавляют эксперты. Ведь, по новому законодательству, основным сборщиком отходов является региональный оператор. Если дворники готовы таким образом подрабатывать, они должны будут заключить с регоператором договор, иначе получается, что они крадут не принадлежащие им отходы.
Екатерина Озерова, заместитель председателя совета директоров Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга (СПАР), принимала активное участие в разработке схемы обращения с отходами Санкт-Петербурга и Ленобласти. Она замечает:
- В законодательстве на данный момент нет обязательного требования раздельного сбора отходов. По закону, это - всего лишь один из возможных способов.
С точки зрения эксперта, есть два варианта раздельного сбора. Первый: разделять сухую и мокрую фракцию, так как это делалось в Петербурге еще при советской власти. Тогда в каждом подъезде многоквартирного дома стояли специальные баки для остатков пищи.
Выделяя таким образом органические отходы, отмечает эксперт, мы создаем базу для строительства сортировочных комплексов близ полигонов ТБО. Это менее затратный путь, чем установка множества контейнеров во дворах, к каждому виду которых понадобится еще и свой, отдельный транспорт. Тем более что, по гигиеническому законодательству, число контейнеров для раздельного сбора мусора на придомовых площадках не должно превышать пяти. То есть заменить ими настоящую сортировку все равно не получится.Сегодня, по замерам экспертов, мокрая фракция составляет в Петербурге примерно 30 процентов всех отходов. И она постепенно уменьшается из-за все более активного использования полуфабрикатов.
Другой вариант описан выше.
Но на проблему, по мнению эксперта, надо взглянуть шире. А куда пойдут разобранные на сухую-мокрую фракции?
Перерабатывающих предприятий в городе не так много. Если из сухой фракции отсортировать все, что там есть, у Санкт-Петербурга просто не хватит мощностей, чтобы все это сырье переработать.
- Возникают и другие проблемы, - подчеркивает Екатерина Озерова. - Законодательство по обращению с отходами сильно поменялось, и сегодня оно предусматривает тарифы на сортировку (это называется обработка) отходов, на захоронение их. А на утилизацию - нет. Получается, транспортировать и сортировать мусор региональному оператору выгодно, а перерабатывать - нет. Соответственно, выгодно строить полигоны и сортировочные комплексы при них, но не предприятия по глубокой переработке мусора.
Надо сознавать и тот факт, что далеко не всякий полуфабрикат, приготовленный из мусора, востребован сегодня производствами.
Скажем, качественное стекло, подчеркивает Екатерина Озерова, такое, которое идет на посуду или окна, из стеклобоя не сделать. Из него производят только добавки в строительную плитку, изоляционные материалы.
То же самое можно сказать и о производстве изделий из пластика: применение вторичного сырья там ограничено.
В любом случае, решение о том, по какому варианту будет организована новая система обращения с ТКО в том или ином субъекте Федерации, определяет орган исполнительной власти субъекта. Но чтобы эта система была результативна, она должна быть выбрана и отработана на всех звеньях цепочки.