Планируется, что МСЗ будут перерабатывать отходы в электроэнергию. Таким образом объем захоронения ТБО в Подмосковье должен снизится на 30%, а в Казани будет и вовсе реализована концепция нулевого захоронения.
Наследники полигонов
Власти Московской области начали закрывать полигоны ТБО еще несколько лет назад, пойдя навстречу жителям разрастающихся населенных пунктов, не желающим жить рядом со свалками. Особо обсуждаемой мусорная тема стала после последней прямой линии Владимира Путина, состоявшейся 15 июня этого года. Жители Балашихи пожаловались президенту на неприятный запах от полигона «Кучино», куда ежегодно свозилось около 600 000 тонн отходов, преимущественно из Москвы.
Через неделю Путин в ходе совещания с членами правительства потребовал закрыть полигон. 23 июня требование было исполнено. Однако его негативным последствием стал рост нелегальных свалок. Эта тема получила широкую огласку в СМИ. Существование проблемы признал министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской в разговоре с журналистами «РБК». В том же интервью он заявил, что выходом из мусорного коллапса будет служить реконструкция полигонов и строительство мусоросжигательных заводов.
Умышленно или нет, но скандал вокруг «Кучино» стал частью промо-компании проекта «РТ-Инвест». О необходимости строительства новых МСЗ заявляли и первые лица страны. Они же уверяли, что в работе предприятий будут использованы «самые современные технологии». Безопасность проекта – одно из главных обещаний «РТ-Инвест». «Основной критерий – экологичность, соответствие всем нормам», – сообщила журналистам РИАМО руководитель аппарата группы «РТ-Инвест» Екатерина Мальцева. Подобные обещания от топ-менеджеров фонда звучали регулярно.
Тихий протест
Жителей районов, в которых появятся новые заводы, эти заверения пока, похоже, не впечатляют. Протест против МСЗ начался еще задолго до того, как конкурс на их строительство выиграла структура «Ростеха». Но летом, после того как «РТ-Инвест» презентовала проект «Энергия из отходов», активность инициативных групп не снизилась. Напротив, пикеты у главного офиса стали проводиться каждую неделю. А количество подписавших петицию против строительства новых мусоросжигательных заводов в Подмосковье к концу августа составило порядка 47 тыс. человек.
Активисты считают, что их голос пока слышен слабо. Крупные СМИ точку зрения недовольного населения игнорируют. Диалог с властями и представителями «РТ-Инвест» тоже не получается.
«Нас ждут публичные слушания по заводу… И мы боимся, что нам не предоставят вовремя ОВОС и ГЭЭ для ознакомления, что нас опять не услышат», – рассказала «Беллоне» Александра, волонтер группы «Вонь Подмосковья», объединяющей жителей различных населенных пунктов Ногинского района МО.
Но есть и положительные сдвиги. В конце августа представители экологических организаций и инициативных групп из Московской области и Татарстана приняли участие в специальном заседании Президентского совета по правам человека, призвав власти приостановить реализацию проекта «Чистая Россия» и действовать в направлении снижения образования отходов.
Впрочем, с позицией протестующих Министерство природных ресурсов и экологии уже было знакомо и информацией о протестах обладало. Министр Сергей Донской заявлял, что, хотя строительство новых мусоросжигательных заводов «не всегда» находит поддержку населения, пока альтернативы им нет.
Другой путь
По мнению активистки экологического движения «Раздельный сбор» Анны Гаркуши, альтернативу мусоросжигательным заводам можно найти в Федеральном законе №89 «Об отходах производства и потребления».
«Есть прописанная законом иерархия способов по обращению с отходами, при следовании которой проблема перестает существовать в принципе… Нужно задуматься о том, как вообще предотвратить возникновение отходов. Если предотвратить не удается, то необходимо сокращать образование имеющихся отходов, использовать их повторно, снижать их класс в местах образования, утилизировать и только на последнем месте стоит сжигание отходов. Это очень правильная расстановка акцентов, потому что если мы не производим отходы, то нам и не нужно решать проблему с их утилизацией… Если мы будем реализовывать основные направления госполитики в той приоритетной последовательности, которую заложил закон, то мы можем прийти совершенно к другим выводам, и необходимость мусоросжигательных заводов будет стоять под вопросом», – считает эколог.
Более того, Анна Гаркуша уверена, что препятствия для развития культуры раздельного сбора мусора чинят региональные власти, в том числе и в тех субъектов РФ, где планируется строительство МСЗ: «Компании, выводящие тару на рынок, уже сами начинают предпринимать усилия по сбору своей использованной упаковки. Но есть информация, что в тех регионах, где планируется строительство МСЗ, региональные администрации находят причины для отказов в установке контейнеров для вторсырья».
На то, что к технологическим предложениям по переработке отходов от частных фирм власти сегодня относятся без должного интереса, обращает внимание и Ольга Мельник, член инициативной группы Наро-Фоминского округа.
Важно, чтобы фирмы, которые занимаются сбором и переработкой, имели государственные преференции, поддержку. Следует пересмотреть тарифы на прием мусора. Раздельный сбор отходов должен быть выгодней любых других методов. Администрации городов должны иметь нормативы по РСО и серьезно заниматься этим», – объяснила активистка.
«РТ-Инвест» необходимости раздельного сбора отходов не отрицает. Но и пути его внедрения и популяризации к 2021-2022 годам, когда начнут действовать заводы в Подмосковье и Татарстане, пока не ясны.
Раздельный сбор, сортировка отходов – обязательный этап создания нового принципа по обращению с отходами!
– А что вы делаете для того, чтобы в России как можно быстрее перешли на раздельный сбор мусора, раз он вам выгоден?
– Пока не могу рассказать, это секрет. Подождёте немного? Скоро всем всё расскажем!
Это диалог между администратором и пользователем официальной группы«Энергия из отходов» «ВКонтакте», посвященной возведению МСЗ в Московской области и Казани. Хотя строительство первых заводов начнется уже в этом году, вопрос популяризации раздельного сбора пока остается, мягко говоря, не основным. Есть у активистов и вопросы к безопасности.
«Господин Чубайс очень хочет делать в Роснано замечательные фильтры для МСЗ. Когда он успеет их разработать? Где и кто будет этим заниматься? Опыта нет, практики нет. А фильтры и их обслуживание – самый дорогой элемент МСЗ. Нет никаких гарантий, что технологии очистки фильтров будут соблюдаться», – полагает Ольга Мельник.
«РТ-Инвест» ссылается на успешную практику зарубежных мусоросжигательных заводов. Но в США и странах Западной Европы культура обращения с отходами формировалась десятилетиями. У нас же вопрос решается буквально на ходу, с оглядкой на интересы госкорпораций.
Сергей Еремеев