«Всегда найдутся немногие счастливчики, которые будут процветать в новых условиях, — говорит биолог, специалист по охране природы из Университета Джорджа Мейсона, член Национального географического общества Томас Лавджой. — Но абсолютное большинство сильно пострадает, если вообще уцелеет». В ближайшие десятилетия нас ждут сильные засухи, увеличение периодов миграции и размножения у животных, изменение пищевого разнообразия, появление новых болезней, стремительное таяние льдов, повышение уровня моря. И каждое изменение рождает череду новых — «круги по воде» расходятся все дальше. Кому-то перемены пошли на пользу: более продолжительная и щедрая весна, смягчившийся «домашний» климат, позволивший отказаться от сезонной миграции (а миграция для животного — всегда стресс). Но если тенденция к повышению температур сохранится, сегодняшний выигрыш может обернуться поражением.
Мы должны выявить и защитить ключевые популяции. Защитить прежде всего от вмешательства человека.
«Этот процесс не повернуть вспять, — говорит Джеймс Уотсон, руководитель программы «Глобальное изменение климата» Общества сохранения диких животных, — нас ждут большие перемены». Виды, наслаждавшиеся стабильным климатом последние 10 тысяч лет, сегодня проходят беспрецедентную проверку на прочность.
Кто из живых существ хорошо адаптируется к стремительно меняющемуся миру? Те, кто наделен разнообразными генами и способностью быстро размножаться (а значит, быстрее «вводить в оборот» полезные в данной конкретной ситуации гены). Те, кто способен добраться до нового подходящего местожительства — при условии, что таковое существует. Словом, конкурентоспособные — а часто и инвазивные — виды. Сорняки.
А кому наверняка придется туго? «Узким специалистам», требующим строго определенных климатических условий. Небольшим и разрозненным из-за недружественного рельефа местности популяциям. Животным, вынужденным соперничать с человеком. Сообществам, которые не могут похвастаться генетическим разнообразием. Обитателям высокогорий и островов, а также всем тем, кто так или иначе связан с жизнью кораллов. Наконец, тем, кому необходимы льды.
Мы не в силах остановить этот быстро несущийся поезд. Но мы можем замедлить его разрушительное движение. Восстановление среды обитания должно стать важным элементом общей стратегии, уверен Лавджой. Другого пути нет: экосистемы слишком долго разрушались, и это в конечном счете обернулось избытком углекислого газа в атмосфере. «Мощные усилия, предпринятые в нужном направлении, могли бы ослабить негативное влияние климатических изменений», — убежден Томас Лавджой.
Сегодня работать надо по двум направлениям: минимизировать урон и позаботиться о том, чему урон пока не нанесен. «Мы должны выявить и защитить ключевые популяции, — говорит Уотсон. — Защитить прежде всего от вмешательства человека».