«Естественно, полностью отказаться от перевалки угля открытым способом невозможно, это вкладывалось десятилетиями», – выразил уверенность президент, однако призвав при этом «максимально учитывать интересы жителей близлежащих районов и внедрять новые передовые технологии перевалки грузов на основе самых строгих экологических норм и стандартов».
Несколькими месяцами ранее в ходе «прямой линии» с президентом мальчик из Находки пожаловался Путину на угольную пыль, накрывающую город во время перевалки угля в морском порту. Также жители города направили обращение руководству страны с просьбой приостановить работу угольных терминалов, которые ведут перевалку угля открытым способом. Горожане опасаются дальнейшего ухудшения экологической ситуации из-за заявленных планов в несколько раз увеличить объем перевалки угля в порту.
После этого Генеральная прокуратура России распорядилась о проведении проверки нарушений при перегрузке угля в порту Находки, а Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора провело внеплановые комплексные проверки в отношении морских портов.
Природоохранное законодательство планируют ужесточить
В конце июля депутаты Государственной Думы от фракции ЛДПР внесли проект федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проект не запрещает открытую перевалку угля, однако ужесточает требования к ней.
В частности, поправки требуют, чтобы морские терминалы, осуществляющие перевалку пылящих навалочных грузов, были оборудованы закрытыми зонами пересыпки, конвейерным и перегрузочным оборудованием закрытого типа, исключающими вынос пыли во внешнюю среду.
Перегрузка угля в порту Посьет.Credit: Архив местных жителей
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что от жителей портовых городов и поселков поступают многочисленные обращения с жалобами на загрязнение окружающей среды при открытой перегрузке на морские суда пылящих навалочных грузов.
В 2013 году порты Приморского края перегрузили около 33,8 млн тонн угля (в 2007 году – 18,8 млн тонн). Более половины от общего объема перевалки угля (около 20,0 млн тонн) перегружалось на универсальных причалах открытым способом портальными кранами с помощью грейферов.
По мнению законодателей, запланированное в крае строительство новых угольных терминалов общей мощностью около 100 млн тонн угля, а также формирование нового транспортно-логистического центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе не могут осуществляться на базе таких устаревших технологий, как открытая перегрузка угля.
Изменения в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предлагают законодательно закрепить оборудование вновь строящихся морских терминалов закрытыми зонами пересыпки, конвейерным и перегрузочным оборудованием закрытого типа, исключающими вынос пыли во внешнюю среду.
Действующим и реконструируемым морским терминалам дадут один год с момента вступления изменений в силу на приведение своей деятельности в соответствие с новыми требованиями.
«Полагаем, что данный проект федерального закона позволит улучшить экологическую ситуацию не только на территории Приморского края, но и в других регионах Российской Федерации», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Центр Мурманска покрыт угольной пылью, 2015 год.Credit: Беллона
Проблема актуальна для всех портовых городов
В результате открытой перегрузки пылящих навалочных грузов в морских портах, не приспособленных для работы с ними, происходит загрязнение атмосферного воздуха, что значительно ухудшает экологическую обстановку.
«Анализ ситуации, сложившейся с загрязнением атмосферного воздуха угольной пылью от эксплуатации открытых угольных терминалов в других субъектах Российской Федерации, позволяет сделать вывод о наличии аналогичных проблем», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В Хабаровском крае пыль с угольного терминала, расположенного в порту Ванино, загрязняет воздух в поселках Токи и Ванино, увеличивается количество людей с легочными и онкологическими заболеваниями.
При отсутствии оборудования для закрытой перегрузки пылящих навалочных грузов, с учетом возрастающего грузооборота и перспектив развития морских портов, экологическая ситуация в портовых городах будет усугубляться и может вызвать повышение социальной напряженности.
Ситуация в Мурманске
Резкое увеличение объемов перевалки угля открытым способом в Мурманском морском торговом порту (ММТП), расположенном в центре многотысячного города, вызвало серьезную экологическую проблему: окна домов и улицы города регулярно покрываются угольной пылью, которую официальные экологи предпочитают называть «черным налетом».
Подоконники жилых домов в Мурманске.Credit: «Беллона»
Порт до сих пор работает без официально утвержденной санитарно-защитной зоны, ежегодно переваливая порядка 15 млн тонн грузов, 90% из которых составляют угольные грузы.
По словам представителя пресс-службы предприятия, с 2012 года ММТП уделяет самое пристальное внимание экологической составляющей своей работы.
В интервью Беллоне.Ру пресс-служба ММТП сообщила, что на протяжении пяти последних лет предприятие реализует масштабную программу по минимизации воздействия на окружающую среду.
В частности, был пересмотрен технологический процесс работы порта, который закупает более производительную технику.
ММТП увеличило средний дедвейт судов, заходящих в порт, тем самым сократилось количество судозаходов, что привело к снижению выбросов в атмосферу от судовых двигателей.
Котельная предприятия, по словам его пресс-службы, работает на самом дорогом топочном мазуте, благодаря чему за последний год на 70 тонн снизились выбросы диоксида серы в атмосферу.
Мурманск накрыло волной угольной пыли от ММТП, лето 2017.
С 2015 года ММТП продолжает увеличивать количество туманных пушек. Сейчас на его территории действуют четыре стационарные и три передвижные установки, способные работать как в летний, так и в зимний периоды. До конца года в эксплуатацию планируется запустить еще четыре установки.
«В 2016 году НИИ Атмосферы проводило замеры, которые показали, что пылеобразование снизилось на 49% по сравнению с 2015 годом», – рассказали Беллоне.Ру в компании.
ММТП также заверил «Беллону», что сейчас проводится работа по закрытию со всех сторон угольных складов габаритными стенками от двух до шести метров в высоту, что позволит снизить пылевую эрозию в 200 раз. Работы планируется завершить в 2018 году.
И, конечно, по словам пресс-службы, ММТП не отказывается от установки ветрозащитных экранов высотой в 20 метров. Сейчас завершаются работы по проектированию, и в конце года планируется начать установку экранов по периметру всего портового терминала.
Остается надеяться, что все эти усилия приведут к ощутимому результату, и самый большой арктический город в мире перестанет теряться в облаках угольной пыли, или покрываться толстым слоем угольного налета.
Анна Киреева