Чтобы уменьшить уровень загрязнения воздуха в Штутгарте, недостаточно переоборудовать старые дизельные двигатели. Решение местного административного суда будет иметь значительные последствия, убежден Генрик Беме.
Теперь дизельному двигателю становится действительно затруднительно. С 2018 года в Штутгарте могут ввести запрет на въезд автомобилей с дизельными двигателями. Город лежит в долине, страдает от так называемой инверсии погодных условий и смога с чрезвычайно большим содержанием опасных частиц.
Как нарочно, речь идет о Штутгарт - город, где расположена штаб-квартира компании Daimler, которая называет себя изобретателем автомобиля и является старейшим автопроизводителем в мире. Кстати, именно эта компания первой сделала социально приемлемым использование дизельного двигателя в легковых автомобилях.
Тысячи людей, которые живут в других городах, приезжают каждое утро в Штутгарт на своих авто. Обливо охотно такие люди ездят на дизеле. Ведь это выгодно с точки зрения налогов - государство в Германии субсидирует дизельное топливо.
Будет ли означать решение штутгартского суда конец дизельного двигателя? В этом была бы своя логика: 27 июля министр транспорта ФРГ уже запретил регистрацию одной из моделей Porsche с дизельным двигателем.
В ней было установлено незаконное программное обеспечение, которое на тестовых площадках скрывает истинный уровень выбросов. Porsche - это второй производитель автомобилей премиум-класса, штаб-квартира которого находится в Штутгарте.
Не менее десятка мэров крупных немецких городов 28 июля внимательно следили за новостями из Швабии. Ведь и они тоже имеют проблему с уровнем выбросов вредных веществ, который превышает норму. Что же, теперь запрет на въезд автомобилей с дизельными двигателями получит "зеленый свет"? Все не так просто.
Во-первых, Федеральный административный суд Германии страны должен определить, отдельные общины вообще имеют право вводить такие запреты. Во-вторых, сегодняшнее решение административного суда в Штутгарте является лишь решением первой инстанции.
Рассмотрение дела, скорее всего, продолжится в том же самом Федеральном административном суде. В этой игре есть также еще один крупный игрок - автопроизводители. Прежде всего от них зависит, будут ли в будущем дизельные автомобили право въезжать в города.
Немецкие автопроизводители, которых справедливо подвергают острой критике за "дизельный скандал" и подозревают в картельном сговоре, должны сделать больше, чем просто бесплатно обновить программное обеспечение.
Этого не достаточно. На это более чем четко указал суд в Штутгарте. Автопроизводители должны установить дополнительные фильтры частиц и сделать все, что только возможно с технической точки зрения. Пусть инженеры Daimler, Volkswagen и других компаний покажут, что возможно.
Разумеется, это стоит денег, но их у немецких автопроизводителей достаточно. Уже в следующую среду, 2 августа, у них будет возможность вернуть хотя бы немного доверия к себе на так называемом дизельном саммите в Берлине.
Там они должны сделать четкие заявления, как сократить выбросы оксидов азота. Если шефы автоконцернов отнимут эту возможность, им уже действительно ничто не поможет. Нужно ли для этого что-то больше, чем угроза запрета на дизельные авто? Ведь даже по Штутгарту ездят не только Porsche и Daimler.
Как насчет других автопроизводителей? В город въезжают также дизельные вонючки производства Peugeot, Toyota и Volvo (назовем хотя бы эти три марки). Как насчет них?
И более всего Германии нужна дискуссия относительно транспорта и вредных выбросов, свободная от любых идеологий. Возьмем пример Штутгарта: загрязнение воздуха и уже упомянутый смог там имеют большей частью естественные причины.
Даже если полностью перекрыть движение транспорта, показатели загрязнения в городе уменьшатся максимум на 10 процентов, аргументирует эксперт по вопросам транспорта Маттиас Клінґер (Matthias Klinger).
Или пример Гамбурга: что даст портовому городу запрет на въезд автомобилей, если рядом активно загрязняют воздух контейнеровозы и круизные лайнеры? Им поэтому тоже придется становиться на якорь за городом - в Северном море? Конец дизельного двигателя? Нет, это еще рано объявлять.
Но решение суда в Штутгарте является четким сигналом политикам и автопроизводителям о необходимости наконец начать серьезную дискуссию.
Дискуссию о том, как мы можем эффективно бороться с вредными выбросами, как мы можем организовать мобильность в будущем, а также, прежде всего, какую роль в этом будущем будут играть немецкие автопроизводители.