RT проанализировал, как постепенный отказ развивающихся стран от использования углеводородов может изменить будущее автомобильного и нефтяного мировых рынков.
Мировой тренд к переходу на электромобили и экономику совместного потребления, например каршеринг (поминутная аренда автомобиля. — RT), приведёт к необратимому сокращению использования нефти. Так, спрос на основной продукт нефтепереработки — бензин — упадёт с 25 млн до 15 млн баррелей, и это случится уже к 2030 году, то есть гораздо раньше ожиданий аналитиков рынка. Причина в радикальных мерах по отказу от бензина двух крупнейших рынков потребления нефтепродуктов в мире — Китая и Индии. Об этом в разговоре с RT сообщил старший экономист BP Спенсер Дейл.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), на долю легкового транспорта приходится около 65% продуктов нефтепереработки. В настоящее время мировой парк легковых автомобилей составляет более 1 млрд единиц. Изначально МЭА предполагало, что к 2030 году этот показатель увеличится на 1,1 млрд, при этом около половины прироста должны были обеспечить Индия и Китай.
Индия, где ежегодный прирост рынка новых легковых авто оценивается в 3 млн единиц, будет поддерживать рост спроса на нефть лишь до 2030 года. По информации газеты The Independent, правительство Индии заявило о полном переходе на электромобили до 2030 года.
Значительный рост индийской экономики в последние годы сделал её третьим по величине импортёром нефти в мире — ежегодные затраты страны на углеводороды составляют $150 млрд. Радикальный переход на электрокары резко сократит потребности Индии в нефти и, по оценкам экономистов, поможет сэкономить до $60 млрд к 2030 году.
Самая активная динамика перехода на электрокары наблюдается в Китае. Как сообщает газета China Daily, в 2016 году КНР приобрела 507 тыс. из 873 тыс. проданных в мире электромобилей. Прогнозируется, что в 2025 году продажи электрокаров в Китае достигнут примерно 10,6 млн. При этом, по сообщениям Reuters, по итогам 2016 года рост спроса на нефть в Китае стал самым медленным за последние три года, снизившись до 2,5% с отметки в 3,1% в 2015 и 3,8% в 2014 году.
Похожая тенденция наблюдается и в Европе. Британская газета The Guardian со ссылкой на представителя Deutsche Bank сообщает, что не пройдёт и 20 лет, как во всех странах Европы будут выпускаться исключительно электромобили. Власти Великобритании уже заявили о прекращении к 2040 году продаж авто с дизельными и бензиновыми моторами.
В России доля производства электромобилей к 2020 году может достигнуть 17%, при этом производителям такого транспорта будут выделяться субсидии на сумму 900 млн рублей, передаёт ТАСС заявление российского премьер-министра Дмитрия Медведева.
Определённую роль в падении мирового спроса на нефть сыграет и активное развитие каршеринга, причём в этом сегменте также отличился Китай. Поминутная аренда автомобиля стала в этой стране популярной буквально несколько лет назад. Если в 2015 году на дорогах Пекина было всего 14 тыс. каршеринговых машин, то в 2017 году этот показатель вырос почти вдвое — до 26 тыс., а к 2025 году, по прогнозам аналитиков Roland Berger, таких автомобилей будет насчитываться более 600 тыс.
«Развитие каршерингового бизнеса в Китае только началось. Существует несколько причин для роста этого сегмента, например борьба с загрязнением воздуха в мегаполисах и строгие ограничения на владение автомобилем, — всё это подкрепляется недостатком общественного транспорта, который уже не справляется с быстрорастущим населением», — рассказал RT ведущий аналитик консалтинговой компании Roland Berger China Рон Чжэн.
Сейчас каршеринговый бизнес в Китае на 90% представлен местными операторами, но, как отмечают эксперты, зарубежные компании также проявляют к китайскому рынку большой интерес.
«Азиатский рынок моложе европейского. В Европе каршеринг развивается уже на протяжении десятилетий, здесь сотни операторов и, соответственно, жёсткая конкуренция. К тому же в стремительно развивающихся странах Азии с большой численностью населения (особенно в Китае и Индии) растёт уровень доходов, и, соответственно, спрос», — пояснила RT содиректор Центра исследований транспорта в области устойчивого развития Калифорнийского университета в Беркли Сьюзан Шахин.
По оценкам Global Market Insights, в 2015 году рынок каршеринга в денежном выражении составил более $1 млрд, а к 2024 году он вырастет до $6,5 млрд. Аналитики Frost & Sullivan подчёркивают, что распространение услуги поминутной аренды позволит в мире экономить до $5,6 млрд в год, на 50% повысит скорость городского движения и на 15% сократит выброс углекислого газа.
Согласно исследованию AlixPartners, в 2014 году один каршеринговый автомобиль заменил 32 личных, то есть именно столько машин в итоге не нашли своего покупателя. В 2020 году развивающийся каршеринг потеснит рынок частных автомобилей. Число пользователей сервиса в мире вырастет до 30 млн, а количество непроданных машин увеличится до 1,2 млн единиц.
Исследователи McKinsey пошли дальше и спрогнозировали, что к 2030 году продажи личных автомобилей упадут на 2%. Предпосылки этой тенденции уже очевидны — только в Германии за последнее десятилетие число владельцев личных авто сократилось примерно на треть.
Однако Сьюзан Шахин утверждает, что глобальные прогнозы пока делать рано. «Рост продаж автомобилей и спрос на них в разных странах будут различаться в зависимости от уровня экономического и промышленного развития, загруженности городов и доступности общественного транспорта в регионах. Конечно, на рынках, где машины для временной аренды находятся в свободном доступе, ожидать роста продаж частных авто пока не стоит», — заключила эксперт.