Вся экология | Реклама | Что такое экология? | О нас | Подписка | RSS

Вся экология | Экологические новости



Опубликовано 12/07/2017, в 14 ч. 46 мин., 570 просмотров

Глава Минприроды Сергей Донской: мусор будем вывозить по железным дорогам

Глава Минприроды Сергей Донской. © / Владимир Трефилов / РИА Новости

После жалобы жительницы Балашихи президенту во время «Прямой линии» был закрыт полигон «Кучино», принимавший до 90% всех отходов Москвы и области.

«Мусорная» тема в Год экологии - одна из важнейших. Но в эти дни она затмила все остальные. С неё мы и начали разговор с главой Минприроды Сергеем Донским.

Вагон отходов

Татьяна Уланова, «АиФ»: Сергей Ефимович, теперь свалка будет в другом месте?

Сергей Донской: Это была не свалка (хаотичное скопление мусора), а официальный полигон твёрдых бытовых отходов, существовавший больше полувека. Сейчас доступ к нему прекращён. Процедуру рекультивации (восстановления земель) совместно с Московской областью мы планируем завершить до конца 2018 г. Разрабатывается проект, учитывающий изоляцию отходов, отвод биогаза, планируем создание рекреационной зоны на этом месте. Параллельно занимаемся во­просом размещения мусора на других объектах. Предполагается строительство нового полигона и заводов термической обработки отходов.

- Чем соседи нового полигона хуже жителей Балашихи?

- Это мера временная. Я сам вырос в Подмосковье и понимаю: никто не хочет жить рядом с горой мусора. Ежегодное увеличение объёмов образования отходов - одна из самых серьёзных экологических и социальных проблем России. Поэтому мы задумались о совместном проекте с РЖД: увеличить радиус вывоза мусора, установить зелёный тариф транспортировки, определить места размещения отходов вдали от населённых пунктов, создать кластер с мусороперерабатывающим производством. Если получится выработать систему в Москве и области, можно будет перенести опыт на всю страну. Железная дорога даст возможность вывозить большие объёмы, увеличит расстояние между точкой сбора и точкой переработки (захоронения) отходов. Транспортировка по ж/д - более прозрачная процедура по сравнению с автовывозом мусора, когда объём образования отходов по цифрам один, а размещается на полигонах другой. Можно предположить, что разница оседает в лесополосах, в оврагах. И незаконно попадает на те же полигоны.

- Но ведь перевозить мусор по железной дороге дороже.

- Конечно, мы всё должны просчитать. Важно, чтобы тарифы не ударили по людям. И сама система должна быть эффективной. Хотелось бы добиться уменьшения мусора в объёмах и площадях за счёт современных методов сортировки, утилизации, вторичного использования. Переработка мусора в масштабах страны минимальна.

- Да и сортировка его пока - скорее мечта.  

- Вы правы, сегодня она есть только в тех районах и городах, где в этом заинтересованы местные власти. Но мы идём к созданию специализированных комплексов, чтобы сортировать отходы для извлечения ресурсов.  И только то, что не подлежит вторичной переработке, направлять на утилизацию, в том числе термическую. К счастью, в некоторых компаниях понимают, что просто собирать и утилизировать мусор - всё равно что закапывать золото. Они заинтересованы сами его сортировать. Весь мир стремится к тому, чтобы товары в конце своей «жизни» становились ценным сырьём для производства других товаров. Так снижается потребление ресурсов, повышается эффективность бизнеса. А воздействие на окружающую среду уменьшается. Поэтому мы решили установить административные ограничения на захоронение тех отходов, которые можно пустить во вторичный оборот. С 2018 г. запрещено захоронение лома и отходов металлов, термометров, ртутных ламп, с 2019 г. - бумаги и покрышек, с 2021 г. - электробытовых приборов и батареек. Запрет вводится поэтапно, чтобы сформировать предложение на рынке переработки. Изменения в закон «Об отходах производства и потребления» помогут снизить объём бытовых отходов. 

- И когда сортировочные баки во дворах станут нормой?

- Уверен, если всем взяться, за пять лет можно к этому прийти.  

- В рамках Года экологии производители и импортёры уже заплатили 1,5 млрд руб. за переработку отходов. На эти деньги сделают хоть что-то для людей?

- Если коротко - свалок рядом с домами станет меньше. В 7 регионах проведём рекультивацию полигонов. В Подмосковье и Татарстане планируем создать 5 заводов для термического обезвреживания отходов с выработкой электроэнергии. А сред­ства от экологического сбора направим на утилизацию отходов.

Позагорать в Арктике?

- В России множество заповедников. Доступны ли они людям, ездят ли туда на отдых? 

- У нас 200 особо охраняемых природных территорий. Объектов, требующих защиты, значительно больше. В 2016 г. заповедники и нацпарки посетили 10 млн человек. Это немного. И речь идёт не о стихийном туризме, а об экологическом, когда исключается негативное воздействие на территорию. Мы открываем новые и обновляем ранее созданные музеи, экологические тропы, смотровые площадки. Особое внимание в рамках проекта «Дикая природа России: сохранить и увидеть» уделяем развитию инфраструктуры. В приоритете - Северный Кавказ, Байкал, Горный Алтай, Дальний Восток. В этом году появился национальный парк «Сенгилеевские горы», на очереди - ещё шесть. Развивается морской круизный туризм в нашем секторе Арктики и на Дальнем Востоке. Количество «экотуристов» должно вырасти в 3 раза.

- Что станет с природой Арктики, если народ массово поедет «загорать» во льдах?

- В российской Арк­тике уже работают 11 заповедников, 3 нацпарка, 7 заказников. Только парк «Русская Арктика» занимает 8,8 млн га.  Но я уверен: массового потока туристов, угрожающего биоразнообразию, не будет. Всё-таки туда люди едут не загорать, а преодолевать себя. Побывав в Арктике, человек получает, может быть, самое сильное впечатление в жизни. Но эта территория требует особого внимания, хотя бы потому, что пока просто не обжита. И присутствие человека там должно быть упорядочено. 

- Кто, на ваш взгляд, виновен в загрязнении Байкала? 

- Нужно вспомнить о главной проблеме Байкала, основном источнике загрязнения озера с 60-х гг. XX в. - Байкальском ЦБК. Благодаря позиции правительства ЦБК закрыт в 2013 г. Но остаётся значительный негативный фон, связанный с работой ЖКХ, старыми полигонами, брошенными предприятиями. Во многих городах по берегам озера нет очистных сооружений. В первую очередь нужно строить их, в том числе в Улан-Удэ. Это приоритетные задачи, поэтому на создание очистных в столице Бурятии в этом году выделили деньги из резервного фонда правительства. Продолжается строительство канализационных очистных сооружений Иркутска, ещё целого ряда очист­ных и полигонов. В результате этой работы мы сможем гарантировать потомкам, что, как и сегодня, из Байкала можно будет пить чистейшую воду. 

Ещё одна проблема - рост потока туристов. Нужна туристическая инфраструктура. Никто не заинтересован ограничивать доступ к Байкалу. Но сохранять то, что дала природа, должны не только органы власти, но и каждый местный житель, каждый турист.

Прогноз погоды

- В планах Минприроды - создать систему качественных прогнозов погоды. Как скоро ждать? А то ведь только ленивый этим летом не ругает метеорологов. 

- Современные технологии прогнозов Росгидромет уже применяет - у нас объективно мировой уровень гидрометео­рологии, своих позиций мы не утеряли. Но опасность природных явлений растёт. Мы готовимся - проводим инфраструктурные изменения, планируем закупку мощного суперкомпьютера. Сегодня очень важно, как выстроена цепочка: прогноз - реакция властей - действия людей в связи с угрозой опасных климатических явлений. Гидрометеорологи должны оценивать риски и своевременно информировать население, органы власти, структуры, отвечающие за жизнь человека. Скорее всего, это потребует пересмотра правил предоставления информации и даже строительных норм. 

- Еще одна больная тема — браконьеры, хотя в Приморском крае вроде бы получается бороться с «царской» охотой на амурских тигров и дальневосточных леопардов...

- Эти животные - краса и гордость Дальнего Востока. Но главной опасностью для них остается человек. Браконьерство и контрабанда в Китай сильно повлияли на численность популяций тигра и леопарда. Чтобы эти редкие кошки сохранились в природе, мы существенно усилили охрану мест их обитания. В 2010 г. Минприроды утвердило Стратегию сохранения амурского тигра в России, в 2013-м - Стратегию сохранения дальневосточного леопарда. Ужесточилась ответственность за браконьерство и контрабанду. Амурский тигр и дальневосточный леопард занесены в Красную книгу РФ, охота на них запрещена. Введена даже уголовная ответственность за контрабанду, незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных. Сегодня это 22 вида — вместе с амурским тигром и дальневосточным леопардом.

Минприроды подготовило проект закона, направленного на усиление уголовной ответственности за незаконную торговлю такими животными с использованием СМИ и Интернета. Именно в Сети продавали шкуры, кости и прочие дериваты особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов. Планируем также увеличить на 40% таксы для исчисления размера причиненного охотничьим ресурсам вреда. Может, тогда у людей пропадет интерес убивать животных? А вот инспектора сами сегодня нуждаются в защите. Пока они борются с браконьерами, их дома поджигают. Значит, их тоже надо охранять. 

- Вы ведете странички в соцсетях. Полезны ли для вас, как для руководителя ведомства, вопросы и замечания подписчиков?

- В основном, это жалобы. С ними работают специалисты. Но есть и предложения по решению проблем. И хорошо, если бы сами люди в этом участвовали. Мы создали соцсеть по борьбе со свалками – систему электронного общественного контроля «Наша природа». Она уже внедряется на Байкале, в Иркутской области. До конца года география расширится еще на 8 «пилотных» регионов. А до 2020-го рассчитываем охватить всю страну. Это будет эффективная система общественного экологического контроля с использованием современных средств связи и технологий. Работа предусматривает интеграцию с уже действующими аналогичными ресурсами, в том числе интерактивной системой «Генеральная уборка» - люди фиксируют правонарушения в сфере экологии с помощью разработанного Минприроды мобильного приложения и интернет-портала. А власти должны на свидетельства нарушений реагировать. Это прозрачная процедура приема заявки и работы над ней вплоть до устранения нарушения. Любой гражданин может видеть, какие меры мы принимаем  для ликвидации свалок и как привлекаем нарушителей к ответственности. Цель - создать правовые основы народного экологического контроля. Запрос в обществе уже назрел.

Источник




Комментарии:

На сайте (регистрация не требуется!):
Имя:
e-mail:
Комментарий:
осталось

Контрольное число:

Вконтакте (необходима регистрация на сайте vk.com):
Полезные ссылки

Реклама

Популярные новости:

Архив новостей:

Экопортал не гарантирует достоверность материалов. Позиция Экопортала не всегда может совпадать с позицией, изложеной в материале. Экопортал не несет ответственности за какие-либо ошибки, также за какие-либо действия, предпринятые на основании этих материалов.

Реклама

© ECOportal 2002-2012 гг.

Вся экология: Новости, Архив новостей, Пресс-релизы, Обсуждения новостей, Экспорт новостей, Каталог организациий, Экологические ссылки, Добавить ссылку, Календарь событий, Добавить событие в календарь, Статьи, Книги, Рефераты, Законы и документы, Тендеры, Маркетинговые исследования, Составы отходов, Экологический словарь, Доска объявлений, Голосования, Реклама на сайте, Рассылка, RSS, Обучение

Авторские права на материалы принадлежат Всероссийскому Экологическому порталу, за исключением тех, где явно указан автор. При полном или частичном цитировании всех материалов ссылка на Всероссийский Экологический портал обязательна. Все предложения по работе сайта отправляйте на электронный ящик администратора.

RSS лента
Rambler's Top100
Rambler's Top100