Биологи из Принстонского университета (Princeton University) обнаружили аналогичные вокальные уроки у крошечных обезьян игрунок (Callithrix jacchus).
"Мы хотели выяснить, правда ли, что вокальное развитие обезьян не связано с обучением, – говорит соавтор нового исследования Асиф Газанфар (Asif Ghazanfar). – Для этого мы выбрали вид, который опирается на звуковые сигналы в своей социальной коммуникации, и выяснили, что вокальное развитие игрунок очень похоже на наше".
Конечно, звуковая коммуникация обезьян гораздо примитивнее, чем у людей. Однако учёные заметили, что вскоре после рождения их детёныши начитают издавать случайные громкие гортанные звуки, а родители реагируют на них мягким писком.
Чтобы проверить, как происходит развитие голосовых способностей у обезьян, команда поставила эксперимент с участием нескольких пар новорождённых игрунок-близнецов.
Сразу после рождения обезьянок ежедневно на сорок минут забирали у матери. В течение первых десяти минут исследователи записывали звуки, которые издавали детёныши, оставаясь в одиночестве. Затем, на протяжении получаса маленькие игрунки слышали записанные сигналы своих родителей. Но если один малыш в каждой паре последовательно получал ответ на свои "песни", второму детёнышу запись включали беспорядочно.
Занятия продолжались на протяжении двух месяцев, когда игрунки достигли возраста эквивалентного двухлетнему ребёнку. В результате учёные обнаружили, что детёныши, получавшие вокальный ответ, осваивали звуковые сигналы взрослых быстрее своих братьев и сестёр.
"Крик новорождённых действительно шумный и звучит довольно грубо, но постепенно он становится очень чистым и по тональности соответствует сигналам взрослых", – объясняет Газанфар в пресс-релизе.
Биолог считает, что вокальное обучение необходимо для того, чтобы как можно быстрее научить детёныша звать на помощь. Умение использовать сигналы взрослых особенно важно в больших социальных группах, где за потомством присматривают не только родители, но и другие члены семьи.
Теперь исследователи планируют изучить нейронную активность игрунок в тот момент, когда они общаются между собой. Понимание физиологии этого процесса может раскрыть эволюцию развития звуковой коммуникации и пролить свет на происхождение нашей собственной речи.
Подробные результаты уникального эксперимента описаны в статье, опубликованной в издании Current Biology.