Система взимания платы с большегрузов "Платон" эффективно помогает бороться с нелегальными свалками, показал эксперимент, проведенный в Казани. Как работает этот проект, продемонстрировали вице-премьеру Александру Хлопонину.
Пока он действует только в столице Татарстана. И помог существенно сократить число незаконных свалок, сэкономить на утилизации мусора. Но буквально за полгода этой системой можно охватить все регионы страны, тем более что 2017-й объявлен в России Годом экологии.
По словам гендиректора компании , ведущей этот пилотный проект в Казани, Андрея Шипелова, сейчас в стране более 180 тысяч нелегальных свалок. Отходы туда вывозят машины, принадлежащие тем или иным организациям. И взять их под контроль не составляет никакого труда, говорит он. Готовым решением является система "Платон". "В стране 12 тысяч мусоровозов, из них 80 процентов с массой выше 12 тонн. И они уже оборудованы ГЛОНАСС, - поясняет Андрей Шипелов. - Пока они отслеживают только перемещения 12-тонников. Но способны контролировать и перевозку отходов".
Впрочем, прибор можно заглушить или выключить. Поэтому система включает и другие виды контроля. Это рамки с видеокамерами, спецавтомобили, оснащенные приборами наблюдения. Недавно в черте Казани был обнаружен нелегальный полигон ТБО. Его данные внесли в систему, и вскоре она определила нарушителя, указав его местонахождение с точностью до полутора метров.
В 2014 году, еще до разработки "Платона", в Казани начали внедрять собственную автоматическую систему контроля за перевозками мусора. Теперь в режиме онлайн можно отследить весь процесс транспортировки ТБО от помойки во дворе до полигона. К каждому маршруту прикреплена конкретная машина.
А один из полигонов в этом году был оборудован современным пунктом контроля. Он автоматически проверяет, имеет ли лицензию прибывший мусоровоз, только потом открывает шлагбаум, затем взвешивает машину. Вся информация сразу же поступает в базу. Андрей Шипелов сравнивает этот пункт со строгим "гаишником", который не берет взятки. Новая система позволяет сэкономить муниципальные средства. Еще в 2011 году цена утилизации ТБО в Нижнем Новгороде и в столице Татарстана была одинаковой. Теперь в Нижнем переработка одной тонны отходов стоит 630 рублей, а в Казани - 239 рублей.
Год назад эту эффективную, но все же локальную систему контроля решили объединить с другой, масштабной - "Платон". Пока процесс интеграции еще до конца не завершен.
Вице-премьер Александр Хлопонин высоко оценил пилотный проект. Он призвал к 2020 году сделать Казань первым в России безотходным городом-миллионником. И этот опыт необходимо распространить на всю страну. Конечно, далеко не все перевозчики горят желанием попадать под тотальный контроль. Как же их обязать? Один из вариантов - сделать подключение к системе одним из условий получения лицензии.
Нелегальные свалки - большая проблема, рассказали "РГ" в минприроды: "Контролировать нарушителей только силами Росприроднадзора невозможно. Поэтому минприроды формирует новую систему общественного контроля на основе информационных технологий. Это даст возможность получать фото- и видеосвидетельства нарушений, формировать доказательную базу для последующих штрафных санкций и взыскания вреда".
Начиная с 2008 года штрафы повышались постоянно, в среднем по разным статьям КоАП они выросли в 3-10 раз, а где-то и более. "Например, штрафы за невыполнение обязанности по рекультивации земель увеличились в 30 раз. За нерациональное использование природных ресурсов - с 80 тысяч до 1 миллиона рублей. В сфере водных ресурсов штрафы выросли в среднем в 10 раз. Мы подготовили законопроект о повышении штрафов за неисполнение предписаний Росприроднадзора в десятки раз, он находится в Госдуме, - отметили в министерстве. - Параллельно с ужесточением ответственности надо обеспечивать неотвратимость наказания, в том числе за счет таких технологий, как ГЛОНАСС".