Опубликовано 01/04/2017, в 17 ч. 31 мин., 481 просмотров

В яде тропических рыб найден аналог героина

Фото: Depositphotos.com
Австралийские ученые открыли необычные свойства яда тропических рыбок. Они напоминают по своим характеристикам молекулы героина. Этот яд, по мнению исследователей, может стать основой для обезболивающих лекарств нового поколения.

Родина рыбок-собачек Meiacanthus grammistes, ставших предметом научного исследования, Большой Барьерный риф. Крупнейший коралловый риф, протянувшийся вдоль северо-восточного побережья Австралии, поддерживает жизнь огромного количества самых разнообразных живых организмов. Среди них биологи до сих находят уникальные создания, изучение которых способно внести свой вклад в современную медицину.

Именно таким открытием стало исследование яда рыбки-собачки Meiacanthus grammistes. Об этом сообщается в журнале Current Biology.

Тропические рыбки привлекли внимание ученых своим агрессивным поведением. Несмотря на скромные размеры, рыбки-собачки ведут себя очень смело, нападают на значительно более крупных хищников. Биологи выяснили, что при нападении они стараются вонзить в противника свои клыки, через которые водят сильнодействующий яд.

Как рассказал Брайан Фрай из университета Квинсленда, рыбка-собачка впрыскивает в тело других рыб белки, похожие по структуре на опиаты. Яд подавляет боль, а не вызывает ее, действуя подобно морфию или героину. В результате, рыбы теряют ориентацию в пространстве и замедляют свое движение. Даже если хищник успел проглотить рыбку-собачку, ее жизнь на этом не заканчивается. Действие яда проявляется довольно быстро. Хищник замирает, и из его рта выплывает совершенно невредимая Meiacanthus grammistes.

Биологи извлекли из клыков рыбки-собачки клетки, вырабатывающие этот необычный яд, и выяснили, какие гены были активны в их ДНК. Оказалось что яд состоит из большого количества белков, один из которых расширяет сосуды и понижает давление. Еще одна молекула в составе яда - проэнкефалин - при попадании в организм расщепляется на фрагменты, похожие на опиаты.

По мнению ученых, уникальный яд рыбок-собачек может стать основой для обезболивающих медикаментов следующего поколения.

Источник "Российская газета"