В начале встречи Владимир Путин напомнил, что неоднократно обсуждал с министром вопросы эффективности недропользования.
— Я знаю, что министерством был приготовлен целый набор инструментов, в том числе работа с лицензиями, давайте об этом сейчас и поговорим, — предложил президент.
Министр начал свой отчет с цифр: по его словам, за прошедшие после принятия закона «О недрах» 25 лет были распределены практически все разведанные месторождения полезных ископаемых.
— Сейчас доля нераспределенного фонда недр составляет по разным видам полезных ископаемых от 3%: по алмазам — 3%, по природному газу — около 5%, по нефти — 6%, медь — 6,9–7%. На самом деле фактически меняются акценты. Мы изменяем акценты от распределения недр к обеспечению эффективности недропользования, — сообщил Сергей Донской.
Чтобы обеспечить эту эффективность, ведомство выстроило новую систему подготовки и согласования технических проектов и ввело новую классификацию по нефти и газу — теперь она соответствует рамочной классификации ООН.
— Установлены новые правила оборота геологической информации, фактически повышена доступность и оперативность геоинформации, — рассказал министр. — Проведена по вашему поручению, я уже докладывал, актуализация лицензий, мы закончили эту разовую актуализацию. У нас проведена работа по 5326 лицензиям. Фактически 70% всех лицензий были актуализированы, остальные 30% по разным причинам недропользователи не стали актуализировать. Соответственно, эти 30% сейчас у нас под особым контролем.
Сергей Донской отметил, что принятые меры уже принесли экономический эффект.
— Когда во всем мире объемы инвестиций в геологоразведку падали (по нашим оценкам, где-то в 2,8 раза инвестиции в геологоразведку в мире упали), у нас инвестиции стабилизировались, а это немаловажно, в том числе, мы считаем, за счет тех мер, которые мы предприняли. Объем инвестиций, которые мы сейчас привлекаем в рамках заявительного принципа, составляет около 28 млрд, он в принципе сопоставим с государственным финансированием, — пояснил министр.
— Что, по вашему мнению, подлежит дополнительному закреплению в нормативно-правовой базе? — поинтересовался президент.
Глава Минприроды ответил, что акцент будет сделан на выполнении недропользователями правил и обязательств, прописанных в лицензиях.
— Мы считаем, что сейчас это одна из ключевых задач — чтобы выданные лицензии давали эффект. С одной стороны, как доход недропользователям, но в первую очередь, конечно, это эффект для развития страны, — сказал Сергей Донской.
Однако президента такой ответ не устроил.
— Это вы в самих лицензиях прописываете. А я спросил, что, по вашему мнению, подлежит дополнительному закреплению в нормативно-правовой базе, в каких-то нормативных актах правительства, в законодательной базе. По вашему мнению, нужно что-то дополнительно? — вновь уточнил глава государства.
На этот раз министр признался, что необходимо будет внести определенные изменения в законодательство:
— Конечно же, потребуют изменения в законе о недрах меры, связанные со стимулированием разработки трудноизвлекаемых месторождений. И, как я уже говорил, создание полигонов позволит привлекать сюда компании, которые могли бы развивать инновации, — это малый, средний бизнес, который развивает и инноватику.
Президента интересовали сроки, в которые ведомство намерено уложиться. Министр пояснил, что пока всё на стадии согласования.
— Когда в Думу вы собираетесь вносить закон? — спросил глава государства.
— Осенью, мы надеемся, все эти новации будут в Государственной думе и мы должны их принять, — заверил министр и перешел к теме особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
— У нас в этом году особая ситуация. Мы в соответствии с вашими указами реализуем мероприятия и по Году экологии, и по Году особо охраняемых природных территорий, которым в этом году исполняется 100 лет. В 1917 году в царской России был создан первый Баргузинский заповедник специально для восстановления популяции соболей, — привел примеры министр.
— В 1917 году? — уточнил президент.
— В 1917 году — по новому стилю. Тогда это был декабрь 1916 года, но с учетом нового стиля сейчас дата приходится на январь 2017 года, — пояснил глава Минприроды.
Сейчас в России, по данным Донского, существует более 200 различных заповедников и национальных парков. В этом году планируется создать еще семь различных ООПТ — в систему охраны будет вовлечено около 10 млн га земель.
Уже под конец встречи министр попросил главу государства поддержать сферу экотуризма.
— Наверное, самый яркий или самый эффективный способ привлечения внимания к экологическому туризму, к нашим объектам, красотам — это ваша поддержка, Владимир Владимирович. В качестве предложения у нас подготовлены три объекта. «Русская Арктика» — это архипелаг Франца-Иосифа, это Байкальский заповедник и плато Путорана. Достаточно красивые, интересные объекты. Если бы вы согласились посетить, это был бы очень заметный, важный вклад в развитие экологического туризма на наших особоохраняемых природных территориях, — обратился Сергей Донской к президенту.
— Спасибо. Обязательно, — согласился Владимир Путин. — Мы с вами выберем места и посмотрим, где посещение принесет больший эффект в данный момент времени.
Как ранее сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, в конце марте глава государства планирует посетить Землю Франца-Иосифа.