Коллектив ученых из Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии установил, что причиной была аномальная жара. Изменение климата стало проблемой и в Якутии, где нынешней зимой обильные снегопады, вызванные внезапным потеплением, могут привести к массовому падежу животных от бескормицы. Еще одна проблема оленеводства — чрезмерно большая численность стад. Все возрастающее количество оленей уничтожает растительность на больших пространствах тундры, что в будущем может привести к бескормице.
О том, чем грозят эти проблемы отрасли оленеводства в арктических регионах и каким образом их решают, узнали корреспонденты ТАСС.
Один человек погиб, еще около сотни были заражены в результате вспышки сибирской язвы в 2016 году. От инфекции пали почти 2,5 тыс. оленей, а ликвидация последствий обошлась государству в 1 млрд рублей. Причиной вспышки, как оказалось, стала аномальная жара в Арктике. К такому выводу пришли ученые Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии, сообщили ТАСС в пресс-службе правительства Ямало-Ненецкого округа.
"Причиной сибирской язвы стала аномальная жара, которая держалась в Арктике на протяжении трех недель (летом 2016 года. — Прим. ТАСС). В результате глубина протаивания вечной мерзлоты в ЯНАО увеличилась на 10 см, произошла активация старых могильников животных, павших от сибирской язвы, и олени во время каслания (выпаса. — Прим. ТАСС) заразились спорами язвы, поедая траву", — сообщили в пресс-службе.
В поисках пищи для животных их пришлось уводить в новые места, в том числе и те, где могли находиться старые могильники. Всего таких захоронений в Ямало-Ненецком округе около 60.
До этого падеж оленей от сибирской язвы был зафиксирован на Ямале 85 лет назад. Кроме того, мор в 2016 году стал самым массовым с 2014 года, когда голодной смертью умерли около 70 тыс. животных. Тогда причиной гибели в ЯНАО стала аномальная зима, подобная той, что наблюдается в этом году в Якутии.
"Все оленеводы беспокоятся по поводу нынешней зимовки животных. Из-за аномального снегопада и повышения зимней температуры вплоть до +6 градусов в некоторых районах в начале декабря под угрозой находится поголовье оленей. Весной, скорее всего, будет отмечаться сильный падеж", — сообщил председатель госкомитета по делам Арктики Алексей Киселев.
Причиной такой ситуации стало образование под слоем снега корки льда, которая мешает оленям добывать корм. Первые признаки беды уже видны: в Нижнеколымском районе, где находится самое большое в Якутии стадо оленей, с начала зимы погибли уже 1,2 тыс. животных. В настоящее время поголовье здесь составляет около 19 тыс. животных.
Вторым фактором, который стал причиной массовой гибели оленей на Ямале в 2016 году, была их чрезмерная численность — около 717 тыс. животных. Это самое большое одомашненное стадо северных животных в мире, что составляет около 53% общероссийского поголовья и 35% мирового. Ежегодно во время забойной кампании на комплексах забивается 5–7% поголовья. В то же время ежегодный прирост стада составляет около 20%, то есть стадо увеличивается в среднем на 85 тыс. Конечно, животным необходима пища, для добычи которой приходится либо осваивать новые площади, либо пастись на старых, что приводит к полному выбиванию тундры в некоторых местах.
"Перевыпас способствовал формированию песчаных обнажений, площадь которых на полуострове сейчас составляет в среднем около 5,5% площади суши. Тундровики отмечают, что ягельные пастбища не успевают восстанавливаться, и каслание по моровым местам, где есть могильники сибирской язвы, не редкость", — добавили в пресс-службе правительства ЯНАО.
Между тем именно неконтролируемый рост поголовья стал причиной еще одной проблемы, которая пока не привела к массовой гибели животных, но может стать ее виновницей в дальнейшем. На Ямале ученые фиксируют деградацию оленей как вида.
"Уже сейчас наблюдается процесс деградации тундрового оленя: если раньше самка весила 50–70 кг, то теперь вес ее едва доходит до 40 кг", — сообщил заместитель директора по научной работе Института экологии растений и животных Уральского отделения (УрО) РАН доктор биологических наук Михаил Головатин.
При этом он отмечает, что, например, о проблеме перевыпаса ученые говорили еще в 70-е годы прошлого века. Но тогда на эти предостережения внимания не обратили.
"О катастрофических последствиях перевыпаса оленей мы предупреждали еще в 1970-е годы прошлого века, но реакции не было никакой. Ненцы, в отличие от других северных народов, в большей степени замкнуты на оленеводство. Олень для ненца — это все: и пища, и одежда, и обувь, и средство передвижения, и, наконец, деньги, вырученные от продажи пантов, мяса, шкуры. Но, стремясь бесконечно увеличивать оленье поголовье, ненцы подрывают основы своего хозяйственного уклада", — говорит собеседник.
По расчетам ученых, на восстановление выбитых лишайниковых пастбищ потребуется не менее 50 лет при полном прекращении выпаса. Чтобы как-то решить проблему, по поручению губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина проводится научное исследование "оленеемкости" ямальской тундры. Ученые сопоставляют информацию за разные годы, чтобы проанализировать динамику состояния оленьих пастбищ и, исходя из полученных данных, дать рекомендации по численности оленьих стад. А пока, не дожидаясь мнения научного сообщества, в правительстве Ямало-Ненецкого округа приступили к разработке дорожной карты, в которой будут прописаны аспекты развития оленеводства на Ямале на срок до 2020 года.
"В разработке принимают участие органы по взаимодействию с КМНС, общественные организации, сельхозпредприятия и родовые общины коренных народов, началось активное общественное обсуждение в сети Интернет, на заседаниях советов, встречах в тундрах. Главное — сделать так, чтобы тундра не страдала, но без насильственных мер необходимо согласие всех сторон", — сказали в пресс-службе регионального правительства. Готова дорожная карта будет до конца 2017 года.
Вместе с тем, по сведениям заместителя директора по научной работе Института экологии растений и животных УрО РАН доктора биологических наук Михаила Головатина, уже ясно, что деградацию тундровых экосистем может остановить только сокращение численности домашних оленей.
"Чтобы остановить деградацию тундровых экосистем, надо сократить численность домашних оленей в Ямальском районе до уровня менее 100 тыс. А для этого придется забить две трети нынешнего поголовья — порядка 200 тыс. То же относится и к полуострову Гыдан, где следует сократить поголовье на 150 тыс., там ситуация несколько лучше", — сказал собеседник агентства.
По результатам своих исследований ученые дадут рекомендации по рациональному использованию пастбищ уже в ближайшее время.
Основными потребителями оленины в России являются жители тех территорий, на которых выращивают этих животных, — Ямала, Чукотки, Якутии и Камчатки. Вместе с тем продукция отрасли пользуется спросом и в других городах.
"Предприятия Ямала работают по заказам на оленину из Челябинской, Курганской и Тюменской областей, а также соседнего Ханты-Мансийского автономного округа. Заводская продукция ямальской оленины направляется как в розничные торговые сети, так и по заказу социальных учреждений", — уточнили в пресс-службе.
В 2017 году планируется открыть первый магазин ямальских деликатесов в Москве. Кроме того, именно ЯНАО является единственным на сегодня в России поставщиком оленины в Евросоюз — в Финляндию и Швецию. При этом экспорт увеличен на 25%, несмотря на вспышку сибирской язвы, для этого мясо проходит тройную проверку в лабораториях. В планах властей автономии в 2017 году наладить экспорт оленины в Германию. Присоединиться к ямальцам намерены и предприятия Чукотки. Власти региона уже ведут переговоры с рядом компаний из Финляндии, которые готовы поставлять чукотскую оленину в Евросоюз.