Опубликовано 17/02/2017, в 17 ч. 49 мин., 487 просмотров

Ученые нашли мужчину, которого курение спасло от анемии

© Fotolia/ Andrey Popov

Курение парадоксальным образом оказалось полезным для здоровья жителя Германии, больного анемией. Угарный газ, содержащийся в табачном дыме, помогал его организму подавлять болезнь, говорится в статье, опубликованной в Journal of Biological Chemistry.

"Этот мужчина никогда не смог бы стать спортсменом, так как его кровь не способна переносить большие количества кислорода, но курение спасает его от развития анемии. Здесь есть еще один дополнительный плюс – носители такой мутации являются необычно стойкими к отравлению угарным газом", — заявил Джон Олсон (John Olson) из Райсовского университета  в Хьюстоне (США).

Как рассказывает Олсон, история этого открытия берет начало с обращения молодой девушки в клинику германского города Маннхайм. Пациентка жаловалась на общую слабость и постоянные проблемы из-за низкого уровня гемоглобина в крови.

Изучив ее ДНК, ученые обнаружили в гене HBA1, содержащим в себе инструкции по сборке молекул гемоглобина, редкую мутацию, в результате которой в структуре белка поменялась всего одна аминокислота – молекула гистидина была заменена лейцином.

Замена 58-ой аминокислоты в гемоглобине, по словам биологов, привела к тому, что белок стал крайне уязвим к действию кислорода. Центр белка при контакте с молекулами кислорода распадается на части, в результате чего гемоглобин терял способность нормально переносить кислород.

Подобное открытие удивило ученых, так как такие мутации обычно передаются наследственным путем, от родителей к детям. Однако родители девушки, приехавшие в Германию из Турции несколько десятилетий назад, никогда не обращались с жалобами на анемию и малокровие. Тем не менее, когда ученые проанализировали их пробы ДНК, мутация все же нашлась в геноме отца пациентки.

Почему он не страдал от анемии? Причина этого оказалась крайне простой – мужчина много и очень часто курил, что защищало его гемоглобин от разрушения.

Дело в том, что эта мутация делает гемоглобин почти в 85 тысяч раз более чувствительным к другой молекуле, содержащейся в большом количестве в табачном дыме, –  угарному газу. Угарный газ для обычных людей является ядом, так как он связывается с гемоглобином гораздо прочнее, чем кислород, и фактически удушает человека изнутри.

Для людей, с аналогичной мутацией угарный газ является своеобразным лекарством, а не ядом.  Он стабилизирует гемоглобин и позволяет ему хотя бы частично исполнять свои функции, а не разваливаться при контакте с кислородом. По этой причине курение было полезным для здоровья отца девушки, и он даже не подозревал о наличии редкой мутации в его ДНК. При этом его некурящая дочь испытывала массу негативных эффектов.

Нужно ли курить другим людям, которые страдают от похожих проблем? Как считают ученые, это делать вовсе не обязательно — можно вместо этого принимать большие дозы антиоксидантов, которые будут защищать гемоглобин схожим образом. С другой стороны, как признают исследователи, вторичное курение будет вредить таким людям гораздо меньше, чем остальным жителям планеты.

Имя:
Комментарий:
осталось

Контрольное число: