Регионы, где начал реализовываться проект, выбраны не случайно — Татарстан и Москва с Подмосковьем не справляются с объемом ТКО, которые образуются на их территории.
В России ежегодно производится около 5,5 млрд т отходов. Из них, по данным экологов, перерабатывается не более 5%. Остальное сжигается, вывозится на мусорные полигоны или попадает на незаконные свалки. Причем точное число несанкционированных полигонов, куда ежегодно сбрасываются миллионы тонн отходов, неизвестно. Проблема утилизации бытового мусора и других отходов встала настолько остро, что о ней заговорило высшее руководство страны. На заседании Госсовета в 2016 году президент России Владимир Путин назвал решение проблемы избытка отходов производства и потребления одним из важных направлений работы правительства.
«Их общее количество составляет сейчас свыше 30 млрд т, — констатировал Владимир Путин. — Мусор выбрасывают, где придется и как придется. И такие свалки занимают почти 48 тыс. га».
Проблема утилизации твердых коммунальных отходов серьезно волнует и население. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 44% россиян считают, что наибольшую опасность для их жизни представляют бытовые отходы. Экологические проблемы, связанные с вырубкой лесов, транспортом и деятельностью промышленных предприятий, заняли второе (35%), третье (31%) и четвертое (28%) места по серьезности экологической угрозы.
По данным экологов, в целом по стране количество несанкционированных свалок в 20 раз превышает количество легальных полигонов. Стихийные свалки способствуют увеличению популяции грызунов и птиц — переносчиков опасных инфекций. Они не оборудованы средствами специальной защиты почвы, воды, лесов и прилегающих территорий от загрязнения. Постоянно образующийся фильтрат заражает подземные грунтовые воды, попадает в колодцы и пруды.
Из-за отсутствия должного контроля за процессом захоронения ТКО трудно определить, какое количество населения постоянно находится в зоне риска и где именно длительное проживание опасно для здоровья.
— Особая опасность для здоровья населения возникает при возгораниях на полигонах и при образовании свалочного газа — выбросы диоксинов и фуранов от полигонов и свалок в атмосферу составляют 35% от их общего объема, — сказал «Известиям» член-корреспондент Российской академии технологических наук Юрий Трегер.
Так, летом 2016 года на свалке в Анапе случился грандиозный пожар — мусор пылал на площади более 1 тыс. кв. м. Тогда в течение пяти дней сгорело порядка 2,5 тыс. т отходов, что привело к выбросу в атмосферу около 5 г диоксинов и фуранов, 7,5 т сернистого ангидрида, 12,5 т оксидов азота и около 60 т оксидов углерода. Воздух был загрязнен на территории свыше 10 тыс. кв. км. Подобные пожары опасны для человека — могут привести к заболеваниям органов дыхания, печени, крови, репродуктивной системы. А диоксины, как известно, вызывают онкологические заболевания.
Причем вопросы, связанные с захоронением и переработкой ТКО, — это не только экологическая, но и экономическая проблема. Полигонное захоронение отходов в существующем виде нередко приводит к росту криминализации бизнеса. По оценкам министерства экологии Московской области, официально захоранивается в шесть раз меньше мусора, чем вывозится из Москвы и Московской области. По дороге исчезает порядка 10 млн т отходов. А теневой объем экономики мусорного бизнеса только в московском регионе составляет порядка 8–13 млрд рублей ежегодно.
— Именно криминальное лобби является одним из главных драйверов популяризации сопротивления технологичным способам обезвреживания отходов, используемых в большинстве стран ЕС, — рассказал «Известиям» министр экологии Московской области Александр Коган.
В московском регионе сейчас 89% отходов захоранивается и лишь 5–7% перерабатывается во вторичное сырье. По информации Росприроднадзора, Владимир Путин поручил закрыть 24 мусорных полигона на территории Московской области. Сегодня 18 из них уже не работают. На шести полигонах мусор еще утилизируется (что является грубым нарушением). Это полигоны «Алексинский карьер» (Клинский район), «Егорьевский» (Егорьевск), «Каурцево» (Наро-Фоминский район), «Кулаковский» (Чеховский район), «Лесная» (Серпуховский район), «Сабурово» (Щелковский район). Но их работа скоро прекратится. А оставшиеся полигоны не смогут принять весь мусор.
Москве и области неизбежно придется формировать новые мощности по сортировке, переработке и сжиганию отходов. Пилотный проект «Нулевое захоронение отходов» должен будет решить проблему утилизации ТКО — в его основе европейские технологии.
— В Европе за последние 40 лет сформировали отрасль переработки и термического обезвреживания отходов, — рассказали «Известиям» в госкорпорации «Ростех». — Мусор максимально вовлечен во вторичный оборот путем раздельного сбора и сортировки. Оставшиеся после выделения вторсырья фракции при сжигании дают городам электроэнергию и тепло. Только в самом конце этой цепочки есть отходы, которые невозможно использовать рационально, — именно они попадают на полигоны. Так, например, в Лондоне сейчас захоранивают в земле 26% отходов, 34% перерабатывают во вторсырье. Оставшиеся 40% мусора идут на заводы термической обработки, где при сжигании получают электроэнергию. В Париже термической обработке подвергается 67% всего мусора. При этом в европейских столицах заводы нередко находятся в черте города.
В Московской области и Казани будут построены заводы швейцарско-японской компании Hitachi Zosen, которая возвела более 500 заводов по всему миру: 235 — в Азии, 250 — в Европе и 44 — в Северной Америке. По данным министерства окружающей среды, охраны природы, строительства и ядерной безопасности Германии, в 2000 году такими заводами было переработано более 14 млн т ТКО, при этом суммарные выбросы диоксинов составили всего 0,5 г.
— Для примера: в России, по данным на 2007 год, при пожарах на полигонах сгорело порядка 1,05 млн т ТКО и выбросы диоксинов составили 700 г, — сказал Юрий Трегер. — Получается, что выбросы объектов по термической переработке ТКО более чем в 8000 раз ниже, чем выбросы при возгораниях на свалках.