Однако под микроскопом перед Хай Хуаном (Hai Huang) и его коллегами предстало множество великолепно сохранившихся и тонких деталей.
Стоит пояснить, что к группе вторичноротых животных сегодня относятся все хордовые, включая нас с вами: в ходе эмбрионального развития наш первичный рот превращается в анальное отверстие, а ротовое возникает позднее и на противоположном конце зародыша. У первичноротых же рот никуда не «перемещается»; к ним относятся черви, моллюски, членистоногие и другие современные животные. Древнейшего из вторичноротых и описывают Хай Хуан и его коллеги в статье, вышедшей в журнале Nature.
Существо было похоже на крошечный мешок с огромным ротовым отверстием. Ученые предполагают, что он был покрыт тонкой кожей и уже имел простую мышечную систему, которая позволяла ему сокращаться и перемещаться в морском песке в поисках пищи. При этом анального отверстия у Saccorhytus еще не было, и от отходов он избавлялся, видимо, исторгая их через тот же рот.
©Jian Han et al., 2017
«У всех вторичноротых есть общий предок, – сказал один из авторов находки, кембриджский исследователь Саймон Моррис (Simon Morris), – и мы думаем, что перед нами именно он». Конические бугорки на теле могли быть зачатками жабр, которые много лет спустя разовьются у рыб. До этого знаменательного момента от времени Saccorhytus оставалось не так много: между 520 и 510 млн лет назад уже появились предки основных современных групп вторичноротых, включая морских звезд и хордовых.