"Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, Международный фонд защиты животных (IFAW) и "Экологическая вахта Сахалина" направили в Росприроднадзор и Exxon Neftegas Limited результаты общественного мониторинга за транспортными операциями нефтегазовой компании летом 2016 года у залива Пильтун, расположенного на северо-восточном побережье Сахалина. В обзоре обобщены факты природоохранных нарушений оператора проекта "Сахалин 1", — говорится в сообщении "Эковахты".
Экологи сообщают, что перевозку грузов в заливе Пильтун компания вела в период с 14 июня по 2 августа 2016 года, всего было проведено 11 буксируемых барж. Общественные природоохранные организации вели мониторинг транспортных операций как на месте, с берега, так и с помощью веб-сервиса Hyperlink MarineTraffic, позволяющего следить за передвижениями судов через интернет.
"ENL неоднократно нарушал требования проектной документации и собственного плана защиты морских млекопитающих. В частности, компания превысила количество используемых буксиров – вместо пяти использовалось до восьми судов одновременно. Транспортные операции проводились преимущественно ночью и в туман, хотя в условиях ограниченной видимости они должны быть сведены к минимуму. Буксиры регулярно нарушали ограничение скорости в 5 узлов, развивая ее до 10–13 узлов", — сообщают экологи.
Активисты "Эковахты" отмечают, что район судоходства не ограничился морским коридором шириной до одного километра, вместо этого буксиры совершали множество перемещений за его пределами, регулярно заходя в особо чувствительную зону – участок пастбища китов с повышенной концентрацией самок с детенышами южнее входа в залив, а также курсируя в пределах пастбища на север на расстояние до 20 км.
После анализ распределения млекопитающих показал, что большинство животных, особенно самки с детенышами, покинули наиболее важную и продуктивную часть своего подводного пастбища в районе входа в залив Пильтун и ушли значительно южнее.
По информации защитников природы, в 2017 году планируется проводка еще не менее семи барж в районе обитания редких китов, поэтому общественные природоохранные организации призывают Росприроднадзор в связи с допущенными нарушениями отменить положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту транспортировки.
Экологи также обращаются к ENL с предложением составить отдельный проект на завершение транспортных операций по другому варианту – с разгрузкой грузов в порту Москальво на северо-западе Сахалина и их перевозкой на Пильтунскую косу по уже существующим автомобильным дорогам.
"Научная экспедиция IFAW по изучению серых китов, работающая в заливе Пильтун летом, собрала много научно обоснованных доказательств того, что работы с нарушением требований по обеспечению экологической безопасности являются реальной угрозой для существования популяции этих редчайших китов", — приводят экологи слова директора представительства Международного фонда защиты животных IFAW в России Марии Воронцовой.
"Эковахта" сообщает, что планы по доставке грузов через залив Пильтун были опубликованы нефтяниками еще в 2013 году. За всю 20-летнюю историю освоения сахалинского шельфа впервые планировалось активное судоходство в границах Пильтунского кормового района исчезающей западной популяции серого кита, причем с использованием самых шумных судов – буксиров. Всего предполагалось провести 18 барж с грузом до 3000 тонн каждая из Охотского моря в залив Пильтун в течение летних сезонов 2016–2017 годов.