Начало > Эко новости > Биологи выяснили, почему горный воздух полезен для здоровья

Биологи выяснили, почему горный воздух полезен для здоровья

18/10/2016 08:46 / 👁 1221 / Источник Московский Комсомолец / Поделиться:
В условиях высокогорья организм человека приспосабливается к кислородному голоданию, и ранее отмечалось, что изменения эти полезны для здоровья. Однако ни механизмы, задействованные в этом процессе, ни причины, по которым горный воздух столь полезен, до сих пор не были изучены до конца. Восполнить этот пробел решили американские ученые из Университета Колорадо. Иллюстрация pixabay.com Иллюстрация pixabay.com

Чтобы получить ответы на интересующие вопросы, биологи сами поднялись на высоту свыше пяти километров, после чего изучали изменения, происходящие в собственном организме, как прислушиваясь к собственным ощущениям, так и проходя различные тесты. Первое, на что обратила внимание Лорен Орсмэн, один из авторов исследования — после подъёма даже физические задачи, в прошлом казавшиеся простыми и будничными, становились несравнимо более сложными. Однако некоторое время спустя горный воздух переставал оказывать подобный эффект на организм, и на смену усталости приходила бодрость, сохранить которую удавалось и после того, как эксперимент завершился.

Первоначальный эффект объясняется тем, что на высоте в 5 260 километров воздух содержит почти в два раза меньше кислорода, чем на уровне моря. Долгое время считалось, что организм приспосабливается к этому, активно производя новые эритроциты, или красные кровяные тельца — клетки, необходимые для доставки кислорода из лёгких по всему организму. Однако на то, чтобы произвести достаточное количество таких клеток, необходимы недели, а люди начинают чувствовать себя комфортно в горах значительно раньше — даже у не самых физически подготовленных на это уходит всего лишь несколько дней.

Как выяснили исследователи, на самом деле биологический механизм приспособления организма к большой высоте значительно сложнее, чем представлялось до сих пор. Как оказалось, содержащийся в цитоплазме эритроцитов гемогломин особым образом изменялся, что позволяло ему лучше связывать кислород. Ранее подобный процесс наблюдался в лабораторных условиях, но никогда в организме человека или на высоте. Как отмечают специалисты, подстраиваться под новые условия организм начинал в первый же день. Более того, как выяснили учёные, изменения сохраняются в течение нескольких недель, а может быть, и месяцев после того, как человек спускается с гор.

Специалисты рассчитывают, что полученные ими данные могут найти применение в медицине, а также оказаться полезны для туристов и любителей кататься на горных лыжах. Исследование учёных представлено на страницах научного издания Journal of Proteome Research.