Но происходят ли такие «перевыборы» в реальности? Биологи из Оксфордского университета, которые уже много лет изучают поведение почтовых голубей, обнаружили, что, по крайней мере, у них вожак вполне подлежит переизбранию.
Кажущаяся на первый взгляд беспорядочной, стая почтовых голубей на самом деле обладает двойной иерархией. На земле, когда птицы кормятся, ведущее положение среди них занимают наиболее крупные и агрессивные особи, а вот в воздухе во время полёта инициативу перехватывают другие. Зоологи пришли к выводу, что вожаками голубей в полёте становятся те, кто летают быстрее всех. Эти результаты были опубликованы в прошлом году в статье в Current Biology.
Раньше считалось, что указания лидера при выборе направления полёта передаются вниз по иерархической лестнице, доходя до каждого члена стаи. Но по итогам нового исследования оказалось, что в действительности всё несколько иначе. Эксперимент заключался в следующем: птиц искусственно сбивали с естественного суточного ритма, так что в итоге они, будучи выпущены на волю, плохо ориентировались и плохо находили правильный путь домой. (По сути, у голубей вызывали джетлаг – синдром смены часовых поясов, который возникает у нас, например, при перелёте через несколько часовых поясов.) Опыт проделали с восемью группами голубей, в каждой из которых было по пять птиц. Контролировали их с помощью GPS-датчиков. В некоторых случаях джетлаг вызывали только у вожака, в других же – у всех особей в стае. При общей дезориентации во времени от правильного направления отклонялась вся группа, но когда чувство времени сбивали только у вожака, стая в большинстве случаев придерживалась верного курса. Иными словами, неверные распоряжения лидера стая игнорировала, чтобы самой лететь туда, куда нужно. Сам же дезориентированный вожак, как правило, меньше времени вёл стаю, за ним следовало всё меньше голубей, он терял влияние, и, в конце концов, и своё положение в группе – лидер отправлялся в отставку. Полностью результаты экспериментов описаны в статье в журнале Biology Letters.
«Предыдущие работы выявили четкую иерархию в руководстве стаи. Каждый голубь занимает определенное место согласно его вкладу в принятие решений при выборе направления полета. Сейчас же мы попытались установить, в какой степени сигналы, поступающие от главной птицы, принимаются всеми членами стаи. Решения голубиного лидера просто спускаются вниз по иерархии или же птицы низкого ранга всё-таки могут контролировать направление полета? Изменяя чувство времени у главной птицы, мы пытались спровоцировать у неё ошибки в навигации, и следили, продолжал дезориентированный лидер занимать ведущее положение, или же стая могла игнорировать его неверные распоряжения», – комментирует полученные результаты Изобель Уоттс (Isobel Watts), под чьим руководством было выполнено исследование. «Точный механизм, который позволяет стае оценить правильность сигналов от вожака, все еще неясен. Однако можно предположить, что сбитый с толку лидер, сомневаясь в своих силах, больше присматривается к действиям других членов стаи или же птицы, чувствуя слабость своего лидера, начинают больше контролировать полёт в нужном направлении.»
«Хотя стаи почтовых голубей, принимая решения, придерживаются довольно стабильной иерархии, нам удалось показать, что иерархия эта в критических случаях становится гибкой. Подобная гибкость позволяет стае придерживаться правильного курса, а не следовать безропотно неверным указаниям вожака, что особенно важно для перелетных птиц, ведь миграция в правильном направлении для них – вопрос жизни и смерти», – добавляет соавтор работы Дора Биро (Dora Biro).