Ранее глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев на совещании у президента РФ в Тверской области заявил, что для борьбы с АЧС в Центральном федеральном округе нужно принять радикальные меры по депопуляции этого животного. В частности, назначить награду за тушу кабана и разрешить охоту на них на особо охраняемых природных территориях. Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин заявил, что «кабаны в центральной части России — в регионах, пораженных АЧС, и соседних — должны встречаться реже, чем слоны и леопарды».
Экологи уверены, что такая идея приведет к обратному эффекту. «Инициатива не сильно умная, и самое главное, что она уже была опробована в других местах и показала свою неэффективность. По своей биологии кабан — зверь достаточно оседлый, ему не свойственны перемещения на большие расстояния. Пока зверей никто не потревожил, они будут умирать, и стоит лишь вопрос о грамотной утилизации шкуры. Любая попытка депопуляции будет обозначать, что уже зараженные звери будут потревожены и разбегутся по большой площади. Тем самым скорость распространения АЧС только увеличится», — сказал «Интерфаксу» директор программы по сохранению биоразнообразия WWF России Владимир Кревер.
По его словам, другая проблема состоит в том, что кабан обитает в труднодоступных местах, его непросто добыть, и потому задачу истребить вид на какой-то территории полностью решить в условиях России практически нереально. «Так что, в общем, это отдает некой профанацией», — добавил Кревер.
В «Гринпис России» тоже выступили против инициативы, напомнив, что эту идею уже обсуждали, но поддержки она не нашла ввиду своей неэффективности. «В 2014 году уже ставился вопрос о депопуляции, и нужно отдать должное, в Минприроды тогда очень четко и аргументировано высказались, что вообще дикие кабаны имеют небольшое воздействие на распространение АЧС, потому, конечно, это абсолютно неправильные методы борьбы с этим заболеванием», — сказал агентству руководитель программы «Гринпис России» по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин.
По его словам, более эффективной мерой было бы ограничение перевозки мяса домашних животных. «Никто этого делать не хочет, в первую очередь, сами представители свиноводческого сообщества», — сказал Крейндлин.
Эколог также напомнил о законодательстве, охраняющем заповедники, и высказал мнение, что целенаправленное истребление одного вида в них может быть расценено как преступление.